Если верить украинским «историкам», именно их предки в древние времена выкопали Черное море. Сегодня некоторые потомки тех «копателей» предлагают наказать Россию, забрав у нее свободный доступ к использованию черноморской акватории.
С таким предложением выступил член действующего украинского правительства Владимир Омелян. По словам министра инфраструктуры Украины, Незалежная в настоящее время ведет переговоры с Западом на тему введения антироссийских санкций на Черном море:
Чтобы соответствующие санкции были применены и к черноморским портам РФ из-за блокады Азовского моря и украинских портов в Азовском море
Напомним, что так называемая «блокада» была вызвана действиями самой Украины, чьи пограничники начали систематический захват судов с российской припиской. Большая часть экипажа крымского рыболовного сейнера «Норд» по сей день находится в украинском плену. Наиболее адекватным ответом «пиратам» было сочтено введение регулярных проверок российской Пограничной службой и военно-морским флотом всех судов, следующих в украинские порты на Азовском море и обратно. Общее число проверенных таким способом судов уже превысило полторы сотни, что, якобы, причиняет экономический ущерб интересам Незалежной. Стоит отметить, что все эти действия находятся в строгом соответствии с нормами международного права.
На что же может теоретически рассчитывать Киев в случае применения новых санкций против России? На практике удар нашей экономике мог бы быть существенным. Через российские черноморские порты идут на экспорт нефть и нефтепродукты, металлы, уголь, лес и другие ресурсы. Также важной составляющей экспорта в Западную Европу является российское зерно, урожаи которого бьют рекорд за рекордом. В качестве импорта через них мы получаем оборудование, машины, трубы, продукты питания, сахар и многое другое. Эксперты поясняют:
Международные санкции – это единственное, что может препятствовать российскому судоходству в Черном море
Меры международного воздействия могут быть таковы:
1. Турция могла бы закрыть для российских судов свои проливы.
2. Страны Европейского союза могли бы начать задерживать и штрафовать российские суда, следующие из акватории Черного моря.
3. Подвергаться европейским санкциям могут иностранные суда, посещающие российские порты на Черном море.
Но на практике все это осуществить непросто.
Во-первых, для такого рода санкций нет реальных оснований, что признают даже в украинском МИД:
Военное присутствие россиян в Азове больше нашего, это понятно. Но по всем канонам международного морского права военные корабли имеют право останавливать гражданские суда для осмотра, для этого не нужны никакие мандаты
Во-вторых, Анкара едва ли будет за экономическую блокаду России, поскольку лишится транзитных доходов и поставит под вопрос ряд совместных проектов.
В-третьих, по такому сомнительному основанию трудно будет получить согласие на новые санкции в Европейском союзе со стороны таких стран, как Италия, Австрия и Венгрия, возможно, Чехия и Словакия.
Поэтому эпатажные заявления некоторых членов украинского правительства по данной теме особого ажиотажа не вызывают.