Компания «Гражданские самолеты Сухого» рассматривает возможность создания его удлиненной версии, способной принимать до 140 человек. Казалось бы, это хорошая новость, но в экспертной среде она вызывает весьма неоднозначное отношение. Попробуем разобраться, почему.
О проблемах SSJ 100 известно давно: это и изначально чрезвычайно высокая доля импортных комплектующих, и относительно низкий ресурс силовой установки французской разработки, и сложности с постпродажным обслуживанием. «Хорошей новостью» является то, что эти проблемы постепенно решаются, о чем мы подробно рассказывали ранее. Но осталась одна, которая способна подставить подножку уже другому перспективному российскому самолету, лайнеру МС-21.
Помимо технической составляющей, сложность в реализации проекта состояла в довольно неудачном выборе рыночного сегмента, куда попытался зайти SSJ 100. Спрос на самолеты со 100 пассажирскими местами не очень велик. Он гораздо выше в сегменте 65-75 кресел либо уже в компоновке на 130-140 кресел. Первоначально «Суперджет» планировался для перевозки именно 75 пассажиров, но вместимость салона увеличили до 100 человек. Теперь речь идет уже про 140 кресел, то есть, вдвое больше первоначального проекта ближнемагистрального лайнера. Целесообразность такого подхода вызывает большие сомнения.
Владислав Филев, совладелец компании S7 Group, являвшийся одним из заказчиков «укороченной версии», поясняет:
Для региональных перевозок в России нужна машина именно на 75 мест, аналог советского регионального джета Ту-134. SSJ75 мог бы стать этой заменой. К тому же самолет изначально проектировался на 75 мест и в такой конфигурации S7 заказывала его еще в 2004 г., но потом его сделали 100-местным.
Сейчас этот авиаперевозчик эксплуатирует самолеты Embraer E-170 вместимостью в 78 пассажиров, что на практике подтверждает наличие спроса на такой лайнер. Эксперты считают, что в SSJ75 были бы решены многие конструктивные проблемы «Суперджета»: снизилась бы нагрузка на крыло и силовую установку, которая быстрее выходит из строя на 100-местной версии. Такая машина была бы более загруженной на региональных маршрутах, а эффективность ее коммерческой эксплуатации – выше.
Однако почему-то ОАК, которой принадлежат «Гражданские самолеты Сухого», идет иным путем. Разработка укороченной версии «Суперджета» поставлена на паузу. Вместо этого чиновники от авиастроения намерены создавать еще более «длинную» модификацию ближнемагистрального лайнера, фактически втискивая его в среднемагистральный сегмент. Это автоматически ведет к полной переработке самолета: потребуется более мощный двигатель, новое крыло, фюзеляж необходимо будет серьезно доработать. По сути дела, речь идет о построении нового самолета за счет средств федерального бюджета.
Спрашивается, а зачем это нужно, если в том сегменте, куда влезет «Суперджет-140», у нас готовится к релизу весьма перспективный лайнер МС-21? Его младшая версия начинается со 132 пассажирских кресел.
Теоретически, наверное, можно говорить, что «Суперджет-140» и МС-21 «крылом к крылу» будут вместе покорять мировой рынок. Но спрос на новые лайнеры сейчас резко упал, и восстановится он очень нескоро. В сегменте среднемагистральных перевозок царит очень жесткая конкуренция. Без поддержки со стороны государства нашим самолетам придется туго, а финансовый ресурс страны, увы, не безграничен. Если называть вещи своими именами, то два лайнера, скорее, будут конкурировать между собой, нежели с Boeing и Airbus.
Не исключено, что в аппаратной борьбе за бюджетные средства лоббисты «Суперджета» вообще смогут задавить МС-21. Давно ходят легенды, как господин Михаил Погосян, будучи президентом ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация», «топал ногами» на любые альтернативные проекты, способные побороться с SSJ100 за государственное финансирование. Его жертвой уже стал перспективный для своего времени Ту-334, поезд которого теперь ушел. Как бы не получилось так, что и МС-21 окажется на голодном пайке из-за амбиций топ-менеджеров «Гражданских самолетов Сухого».
Образно говоря, «Суперджет» просто должен знать свое место: 75-100 пассажирских мест, и не лезть в другую лигу.