Стратегический бомбардировщик Ту-160 по праву является гордостью советской и российской авиации. Учитывая, что «Белые лебеди» начали все чаще появляться в самых неожиданных местах, например, в Венесуэле, американские СМИ стали уделять этому самолету повышенное внимание, знакомя читателей с его характеристиками.
Так, специализированное издание The National Interest провело собственный анализ возможностей бомбардировщика. Но стоит для доверять его выводам?
Американские эксперты не скупятся на комплименты, что довольно непривычно:
Самый быстрый бомбардировщик, когда-либо построенный. Самый большой бомбардировщик, когда-либо построенный. Самый тяжелый бомбардировщик, когда-либо построенный.
К достоинствам самолета The National Interest отнесло его «ошеломляющую» грузоподъемность в 40 тонн и изменяемую стреловидность крыла. Но нашелся и один недостаток: «Белые лебеди» не имеют стелс-технологий. Так и хочется воскликнуть, как Жорж Милославский: «Как же вы допустили?!».
На самом деле, все довольно просто. Самолет начали разрабатывать в далеком 1967 году. Тогда о стелс-технологиях еще и не слыхивали. Перед советскими конструкторами была поставлена конкретная задача: создать сверхзвуковой бомбардировщик, способный доставить 40 тонн бомб к противнику со сверхзвуковой скоростью, на высоте в 18 000 метров на дистанцию в 11000-13000 км. Она была успешно исполнена.
Даже сегодня, с развитием технологий радиолокационного слежения, «видимость» Ту-160 не является критической проблемой. Крылатые ракеты воздушного базирования, которые несет «Белый лебедь», способны наносить удар с расстояния, превышающего дальность действия самых современных зенитных ракетных систем. Для разового ядерного удара в «последней войне» этого будет вполне достаточно. Также бомбардировщики можно использовать для действий против иррегулярного противника, не обладающего развитыми системами ПВО. Стел-технологии против «бармалеев» не нужны.
Но если серьезно, то у Ту-160 и правда есть одна проблема, которая заключается вовсе не в его «видимости». Все дело в их малочисленности: наша дальняя авиация насчитывает всего 10 Ту-160 и 7 Ту-160М1. Массированный авиационный удар такими силами не нанесешь. Для сравнения, ВВС США насчитывают сегодня порядка 140 стратегических бомбардировщиков.
Требуется модернизация уже существующих Ту-160. В 2016 году было решено возобновить производство двигателей НК-32-02 для «Белых лебедей», которые также будут использованы на перспективном авиационном комплексе дальней авиации. Пока в воздушные войска поступил один Ту-22М3М с такой силовой установкой и в следующем году ожидается первый Ту-160М.