И снова мы вынужденно возвращаемся к теме использования иностранных комплектующих в российской технике. Буквально несколько дней назад мы рассказывали о том, что Минфин США запретил России продавать в Иран «российские» лайнеры «Сухой Суперджет-100», оказавшиеся более чем на пятую часть состоящими из американских комплектующих. Всего же эта «надежда российского авиастроения» изначально по проекту состояла из импортных компонентов на 72%! Мы сразу оговорились, что ровно те же проблемы будут ждать и очередную «надежду российского авиастроения» - перспективный лайнер МС-21. Увы, но так и вышло.
МС-21 идет той же «кривой дорожкой», что и крайне проблемный «Суперджет». Заявленные его характеристики довольно хороши, но этот среднемагистральный самолет состоит из импортных комплектующих на 40%. Безумные российские менеджеры проекта вообще додумались проектировать лайнер под американские авиадвигатели компании «Пратт-Уитни», о чем мы также уже рассказывали. Работа над лайнером ведется с 2008 года, и бюджет составил невероятные 438 миллиардов рублей. За эти деньги по итогам 10 лет работы было создано лишь три опытных образца.
На данный момент стало известно, что США решили «подрезать» МС-21 крылья, в прямом и переносном смысле. Одним из основных преимуществ среднемагистрального лайнера называлось его композитное крыло, которое существенно уменьшало вес и позволяло сделать пассажирский салон более широким и комфортабельным. Что сделали американцы? Они обложили санкциями отечественных производителей композитных материалов, а также ввели запрет своим и японским компаниям поставлять компоненты, из которых производятся крылья и кили МС-21, в Россию. По щелчку пальцев из Вашингтона результат 10-летней работы был перечеркнут.
Российские чиновники от авиастроения бодрятся, обещая решить проблему и создать самолет, но даже они оговариваются, что его запуск может быть отложен на годы. Какие же есть варианты?
Китайские композиты
Можно начать закупать материалы в КНР, но эксперты заранее предупреждают, что их качество не на высоте. Китайские композиты будут в два раза толще и тяжелее американских и японских. Использование таких материалов в крыльях и киле изменит в худшую сторону характеристики МС-21, заодно создаст зависимость от поставок уже из Китая.
Российские композиты
Проблема в том, что соответствующих предприятий в нашей стране пока нет. Компания Umatex, входящая в «Росатом», пообещала подключиться к разработке. Но сколько в наших реалиях займет развертывание высокотехнологичного производства практически с нуля? И насколько это удорожит весь проект МС-21 и конечную стоимость каждого самолета, выкатывающегося из ангара?
Заменить композит на металл
Этот вариант предложили в ЦАГИ. Схема рабочая, но означает перепроектирование МС-21, и, как следствие, увеличение сроков и стоимости проекта, а также ликвидацию заявленных первоначально преимуществ в виде облегченных крыльев и киля и более широкого салона.
Безусловно, все эти проблемы можно будет в итоге решить. Правда, это будет долго, и станет еще дороже. Вопрос в причинах подобной ситуации. Либеральные экономисты и так называемые «эксперты» десятилетиями нам снисходительно объясняли, насколько это умно интегрироваться в западные производственные цепочки, покупать готовые комплектующие вместо того, чтобы долго и муторно строить заводы у себя под «малые серии». Вот и «доинтегрировались».
Известен такой демагогический прием, когда «эксперты» ссылаются на «Боинг» или «Аэрбас», дескать, те же участвуют в международной системе разделения труда, чем Россия хуже? Но в том и дело, что американский «Боинг» находится «под крышей» Минфина США, Госдепа США, Пентагона и Белого дома. По щелчку пальцев из Вашингтона был введен запрет на поставку «Суперджетов» в Иран, закрыт доступ к композитным материалам для МС-21. Решат отечественные производители эти проблемы, тогда запретят поставки американских и французских авиадвигателей для «Суперджета» и МС-21, и самолеты придется вновь перепроектировать, затягивая процесс на годы и вновь залезая в карман государства.
И когда эти, ставшие уже «золотыми», лайнеры попадут на рынок, окажется, что они все равно неконкурентопособны с американскими европейскими самолетами, поскольку отсутствует развитая сервисная сеть по всему миру, которую необходимо создавать годами. Вся эта ситуация с западными комплектующими - часть большой беды России под названием некомпетентность руководства на всех уровнях, которое мужественно борется с проблемами, его же решениями и порожденными. Причем некомпетентность – это еще самое мягкое объяснение из возможных.