По итогам священного синода РПЦ в Минске.
У людей, далеких от религии, наблюдающих за всей этой свистопляской в мировом православии, разыгрывающейся у них на глазах с подачи Вселенского Патриарха Варфоломея, может закрасться неверная мысль, что попы бьются за бабло. За недвигу там всякую, приходы, монастыри, проч. церковную утварь, которую эмиссары Вселенского (экзархи, по-ихнему), примчавшиеся на Украину аж из самой Америки, уже и переписывать стали, а народ тупо созерцает. Мол, как молился Богу, так и дальше молиться будет, нечего тут сопли разводить. Или еще хуже - попы, мол, дерутся за бабло, а у мирян-холопов чубы трещат. Согласитесь, такая точка зрения имеет место быть. Мол, богову богово, а кесарю кесарево, разберутся как-нибудь без нас. Чего, мол, туда лезть, мы все равно в этом ничего не понимаем. Нам бы со своими проблемами, мирскими разобраться. Вон, Трамп опять разбушевался. Ким Чен Ына на него нет!
Я спешу вас сильно разочаровать. Всё это по касательной коснется и вас. Уже коснулось, просто вы это даже еще не поняли. И события эти далеко не церковные. Т.е., конечно, церковные, но выходящие далеко за их рамки. Подобного не было уже 1000 лет, с 1054 года, когда произошел раскол в христианской Церкви на Римско-католическую и Православную (причем, именно православная тогда осталась на ортодоксальных позициях, а католическая оторвалась от них, создав институт Папства). Теперь нечто подобное происходит с подачи Варфоломея и в православии, теперь он возомнил себя Папой и пытается узурпировать права принятия решений, ломая через колено остальных и фактически тем самым раскалывая мировое православие. Но кто он такой для этого?! Откуда такая наглость и смелость взялась?! И почему он до этого ее не проявлял?
Для тех, кто не понял, поясню – именно сейчас, а не 20 лет назад объявлен Крестовый поход против РФ. 20 лет назад, в эпоху незабвенного ЕБН, наших заклятых «друзей и партнеров» все и так устраивало – РФ со скоростью курьерского поезда шла на дно, рта не смея открыть супротив супостата, а ежели какой-никакой Евгений Максимович и смел развернуть свой самолет над Атлантикой, то это-то наши «заклятые» могли легко пережить (Господя, ну чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало!). Все изменилось с приходом ВВП («заклятые» не доглядели за пропойцей-Бориской и ён назначил завместо себя не того, кого надо). И тут коса нашла на камень. «Заклятые» еще помучались с ним пару лет, а потом всё, поняли – легче убить (поверьте, и такие варианты рассматривались). С 2007, после известной речи ВВП в Мюнхене, как отрезало – был взят курс на полное и окончательное удушение РФ. Война 08.08.08 была лишь пробным камнем. Попробовали – гнется, но не ломается. Тогда «заклятые» еще связывали свои надежды с персоной гуттаперчевого ДАМа, но с возвращением на престол ВВП эти надежды улетучились, после чего включился план «Б» - решили брать измором. И с 2014-го наблюдаем финальную фазу его.
Тогда же, ежели кто не заметил, и был объявлен Крестовый поход против РФ, (триггером послужил Майдан). Варфоломей просто удачно под руку подвернулся с его наполеоновскими планами натянуть одеяло православия на себя, благо его потаенные желания совпали с планами гегемона по изоляции России. Но вы, наверное, догадываетесь, что не ему сопливому принимать такие судьбоносные для всего христианского мира решения! Тупо ростом не вышел (да и калибром тоже)! Его просто пригласили, куда надо, и сделали предложение, от которого никто еще не отказывался, пообещав, что «крыша» будет. Вот тут-то наш мальчик, до этого с опаской выглядывающий из своего квартала в Стамбуле размером с носовой платок, и осмелел. Откуда только борзота взялась?! 20 лет, понимаешь, терпел наложение анафемы на раскольников с Украины, а тут, на тебе, терпелка кончилась вместе с юридическими обязательствами Константинопольского Синода о Киевской митрополии в составе РПЦ, датированные еще дремучим 1686-м годом. Тут надо быть клиническим идиотом, чтобы не заметить, что мотивы у Варфоломеюшки нашего сугубо политические (иначе, чего было 20 лет ждать с анафемой и 300 лет с возвратом Киевской митрополии?).
На горизонте отчетливо замаячил раскол в мировом православии. Причем, с неясной перспективой, кто по концовке останется в меньшинстве (из 15-ти православных поместных церквей восемь возглавляют греки, под кого они лягут, еще вопрос?). Не зря Путин сразу созвал внеочередной Совет Безопасности, а Патриарх Всея Руси заторопился в Минск. Но только поздно пить уже боржоми. Ситуация вышла из-под контроля и мы с этим ничего поделать, увы, не можем. Это все равно, что тушить пожар стаканом воды. Бестолку! Поэтому РПЦ на своем Синоде и приняла решение об отсечении очага пожара от еще не охваченной им территории. Ниже я поясню, что реально произошло, кто в этом реально виноват (а его американские уши торчат из-за спины Варфоломея, даже не скрываясь) и что будет дальше. А дальше, кстати, ничего хорошего и не будет. Раскол в мировом православии уже имеем! И это медицинский факт.
Решения Священного Синода РПЦ, завершившегося 15 октября в Минске, были вполне предсказуемы. Там перчатку, брошенную Вселенским Патриархатом, подняли и вызов приняли. Никто под греков прогибаться не стал, а значит, противостояние пойдет по нарастающей. Минским заявлением Московский патриархат отбросил последние возможности компромисса с Константинополем по Украине и продемонстрировал непреклонную позицию. Аргументы были следующие: 1) нельзя отменить 300 лет истории росчерком пера, даже Вселенского патриарха; 2) нигде не написано, что дарование Москве церковной власти над Киевской митрополией в 1686 году можно «отозвать», тем более, что эта митрополия за время пребывания в составе РПЦ выросла втрое; 3) не в праве одна церковь снимать анафему, наложенную другой. Результатом этого стало решение Синода о разрыве евхаристического общения между РПЦ и КПЦ с последующей инициацией созыва Всеправославного Собора всех 15-ти патриархатов для обсуждения сложившейся ситуации.
Раскол в данной ситуации неизбежен, т.е. фактически он уже произошел, теперь надо только определиться, кто на чьей стороне. В православии нет догмата одной церкви над другой, все 15 поместных церквей имеют равные права и ни одна из них не вправе диктовать, что делать другой, а тем более отменять анафемы, не ею наложенные. Всеправославный Собор решит, кто тут прав, а кто нет, и так или иначе раскол состоится, часть церквей, движимых своими корыстными интересами, поддержат Варфоломея и КПЦ, а часть уйдут с РПЦ. Вот и увидим, за кем будет больше. И тут, надо сказать, не все так оптимистично и благостно для РПЦ.
Ниже я приведу список 15-ти православных поместных церквей, и обратите внимание на место их в этом списке, оно не просто так. Они расположены по старшинству, согласно диптиха (это своеобразная иерархия чести, согласно которой происходит поминание во время христианских церковных литургий):
1. Константинопольская православная церковь (более 2 млн чел.)
2. Александрийская православная церковь (более 6,5 млн. чел.)
3. Антиохийская православная церковь (1 млн 370 тыс. чел.)
4. Иерусалимская православная церковь (130 тыс. чел.)
5. Русская православная церковь (крупнейшая по численности верующих, около 130 млн чел.)
6. Грузинская православная церковь (4 млн чел.)
7. Сербская православная церковь (10 млн чел.)
8. Румынская православная церковь (16 млн чел.)
9. Болгарская православная церковь (около 8 млн чел.)
10. Кипрская православная церковь (420 тыс. чел.)
11. Элладская православная церковь (около 8 млн чел.)
12. Албанская православная церковь (около 700 тыс. чел.)
13. Польская православная церковь (500 тыс. чел.)
14. Православная церковь Чешских земель и Словакии (более 150 тыс. чел.)
15. Православная церковь в Америке (около 1 млн чел.)
КПЦ – первая в этом списке, первая среди равных. Теперь Варфоломей хочет этот принцип сломать. Надеяться на поддержку всех поместных церквей в этом вопросе нам не приходится. Пока в поддержку РПЦ однозначно высказались только представители Сербской православной церкви (Патриарх Сербский Ириней); Болгарской православной церкви (митрополиты Ловчанский Гавриил, Варненский и Великопреславский Йоан и Видинский Даниил); Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X и Патриарх Иерусалима и всей Палестины Феофил III. А также иерарх Александрийской Православной Церкви епископ Пантелеимон, заявивший, что Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II хочет выступить с посреднической миссией в этом вопросе, «чтобы урегулировать разногласия и сохранить Украинскую Церковь за Московским Патриархатом».
Странно, что в этом списке нет грузин, румын, поляков и проч. чехов и словаков, это славянские православные церкви, близкие нам по крови (в остальных-то заправляют греки), но то, что на нашу защиту встали представители самых уважаемых в мировом православии, самых древних церквей - Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской вселяет оптимизм. Тот факт, что число прихожан Русской Православной Церкви больше всех остальных вместе взятых, тоже нельзя сбрасывать со счетов. Но на Всеправославном Соборе счет пойдет не на миллионы верующих, а на число поддерживающих позицию РПЦ патриархов и не исключено, что мы можем остаться в меньшинстве. С гордо поднятой головой, но тем не менее. Даже учитывая, что раскол в мировом православии не нужен никому, кроме Варфоломея и стоящих за ним англо-саксов.
Однако при всем при том РПЦ не рвет на корню с КПЦ, сохраняя еще надежду, что Варфоломей пойдет, если не на попятную, то хотя бы на компромисс, тем более, что прецедент имеется. В 1992 году разгорелись приблизительно такие же страсти по Эстонской Православной церкви, находящейся тогда под Московским Патриархатом. Все тот же Варфоломей раззявил свой рот и на нее. Тогда патриарху Всея Руси Алексию II хватило мудрости разрешить этот конфликт. В 1996-м для этого потребовалось то, что и сейчас – РПЦ разорвала каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом и Финляндской Автономной Архиепископией, которое продолжилось 3 месяца и закончилось при посредничестве других православных церквей компромиссом - территорию Эстонии поделили тогда на две юрисдикции и соответственно две церкви - Эстонскую православную церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП) и Эстонскую апостольскую православную церковь Константинопольского патриархата (ЭАПЦ КП). Как видите, Варфоломей уже давно посягает на чужое, ему уже не принадлежащее. Но тогда у него не было такой поддержки в лице Госдепа (тут я уже называю вещи своими именами) и тогда на РФ не был объявлен Крестовый поход.
А сейчас и кусочек послаще, и за спиной Варфоломея уши кураторов проглядывают, поэтому тут, я думаю, он пойдет до конца. И, кстати, конец этот может закончиться совсем не автокефалией для Украины. А зачем собственно? Зачем отдавать Украине то, что и самому карман не тянет? А наоборот, еще немалый доход в виде поборов и сборов в пользу материнской церкви дает. Я же говорю, батюшка неплохо прибарахлился. Кто он до этого был? Нищий, как церковная мыша, но гордый патриарх. Со своим приходом в Стамбуле, размером с носовой платок, и какими-то заграничными епархиями, размерами и количеством прихожан чуть поболе. А тут не за понюшку табака ему отваливается страна, первая в Европе по площади, с числом верующих, превышающим всех остальные 14 православных церквей, кроме РПЦ, вдвое. Надо быть полным идиотом, чтобы от этого отказаться. Варфоломей, кто угодно, только не идиот! Подлец, негодяй, но не идиот!
Ситуация с восстановлением ставропигии Константинополя над украинской митрополией чем-то напоминает запущенный сад, отданный нерасторопным хозяином в аренду, типа, бессрочного пользования, местному трудолюбивому фермеру. Тот, воодушевленный заманчивыми перспективами, начинает вкалывать, аки проклятый, не щадя сил и времени своего, заботливо ухаживая за каждым убогим деревцем, поливая его ничуть ли слезами своими, а когда сад разросся в три раза и начал плодоносить, наш хозяин вдруг и говорит: «Ну, попользовался и будя, отдавай взад!». Так и хочется спросить: «Чё?! А рожа не треснет?!». По всей видимости, не треснет.
Я говорил уже и повторю снова - ничего неожиданного в действиях Варфоломея нет! Имея таких друзей, как он, врагов не надо! Весь 20-й век Константинопольский патриархат пытался «подставить нам ножку», как только положение России начинало шататься, так было и в 20-ые годы после революции, так было и в 90-ые после развала Союза. А сейчас стремительное возвращение России, как игрока на мировую шахматную доску, ее роль в защите традиционных для православия ценностей и, связанное с этим, изменение веса и статуса РПЦ в Православии вызвали истерику в Константинополе. Раньше, во времена СССР, они, поддерживая церковь, пытались ослабить государство, поскольку основной доктриной СССР тогда был атеизм. Сейчас же, когда церковь фактически стала одним из инструментов влияния государства, играют против нее, пытаясь тем самым ослабить и государство. Поэтому удивительно не то, что они играют против нас, а то, что нас это удивляет. Удивительно, что для нас это стало откровением и мы опять не готовы к войне. Война идет на всех фронтах, теперь и на религиозном.
Констатировать можно тут только одно - для православия на Украине настали тяжелые времена. А тем временем Петя Порошенко внёс в Раду законопроект о передаче Андреевской церкви («Софии Киевской») в бессрочное пользование Варфоломею. Лиха беда начало…