Российский олигарх Олег Дерипаска может лишиться своего второго основного бизнеса, после утраты им контроля над «Русалом». Министерство финансов США 22 мая 2018 года поставило условием для снятия санкций с группы ГАЗ, чтобы Дерипаска отпустил руль управления автогигантом. Напомним, что миллиардеру принадлежат «Русские машины», которые владеют 60% акциями ГАЗа.
Судя по всему, американцы поставили целью последовательное вытеснение Олега Дерипаски из-за его близости к Кремлю из всех принадлежащих ему бизнесов в назидание другим олигархам. Вашингтон дал небольшую отсрочку до 23 октября, чтобы контрагенты российского автогиганта смогли спокойно закрыть свои сделки с ним. Акулы капиталистического мира показывают российским нуворишам, что те для них лишь декоративные рыбки в аквариуме под названием Россия. Чуть ранее им понадобилось всего несколько недель, чтобы отодвинуть Олега Дерипаску от поста генерального директора «Русала». Согласно так называемому «плану лорда Баркера» олигарх уменьшил свою долю в компании En+ меньше 50%, вышел из совета директоров компании и дал обязательство больше в него не переизбираться. Управление компанией пополнится иностранными независимыми директорами, например, по рекомендации Баркера, Филиппом Мелфейтом.
Считается, что самоустранение получившего американскую «черную метку» Олега Дерипаски из руководства «Русала» приведет к снятию санкций с металлургического гиганта. Однако бывший сотрудник Минфина США Брайан О'Тул утверждает, что это вовсе не обязательно, и Вашингтон может руководствоваться при принятии решения и «иными соображениями». Возможно, поэтому пока представители олигарха и его структур не отреагировали на выставленные условия по группе ГАЗ.
Интересно, что давление США на российскую экономику дает и определенный положительный эффект. Например, стало известно, что группа ГАЗ отправила Минэкономики письмо с просьбой ускорить импортозамещение и не давать преимуществ иностранным конкурентам на российской рынке автопрома за счет новых специнвестконтрактов. По специнвестконтракту иностранная компания получает на 10 лет налоговые льготы, в обмен создает производство и рабочие места. Однако хитрость в том, что специальный режим начинает действовать уже при инвестировании в сумму 1 миллиард рублей, тогда как для запуска производственной линейки коммерческого транспорта требуется не менее 20 миллиардов рублей, а для открытия производства компонентной базы – от 35 миллиардов рублей.
Например, совместное предприятия Соллерс и Isuzu организуют сборку коммерческих автомобилей с инвестициями в 6 миллиардов рублей, но обязательства по локализации основных компонентов будут выполняться только с 2023 года. То есть, 5 лет продукция с низкой степенью локализации и инвестиций в проект будут работать на тех же условиях, что и предприятия автопрома с высокой степенью локализации. Аналогично «хитрят» и предприятия Daimler и Mazda Sollers.
Группа ГАЗ требует от Минэкономики прекратить практики недобросовестной конкуренции и обеспечить глубокую локализацию производства в России основных узлов и агрегатов автотранспорта, чтобы исключить зависимость от зарубежных прав интеллектуальной собственности.