И снова про бензин. Цены на моторное топливо стали серьезно расти с начала 2018 года. Причина – мировой рост цен на нефть, что делает продажу ее и прочих нефтепродуктов в валюте за рубеж выгоднее, чем на внутренний рынок. Соответственно, образующийся дефицит порождает рост цен на бензин и дизельное топливо для россиян.
«Невидимая рука рынка» вытолкнула отечественных автомобилистов на массовые акции протеста этой весной. Граждане написали онлайн-петицию на имя президента Владимира Путина, где было сказано:
При средней зарплате в провинции 15–20 тыс. руб. и средней пенсии 10 тыс. руб. посещение АЗС становится настоящим стрессом для автолюбителей.
Первыми вышли на улицу дальнобойщики Дагестана. Затем к ним присоединились автолюбители Иркутской области, за ними последовали Новосибирск, Омск, Ставрополье, Красноярск и ряд других городов. Большую активность проявили профессиональные перевозчики, поскольку повышение цен на моторное топливо грозит им убытками.
Высокая протестная активность россиян вынудила власти в итоге принять меры к замораживанию цен на АЗС. Однако все это выглядит лишь как отсрочка исполнения приговора. С первого же дня Нового года правительство повышает НДС с 18% до 20%, а также акцизы на бензин и солярку в полтора раза. Все это означает неминуемый и резкий скачок ценников на автозаправках, начиная прямо с новогодних праздников. Стало известно, что крупнейшие нефтяные компании России попросили кабинет министров увеличить стоимость топлива на 4-5 рублей за литр с 1 января 2019 года. И, несмотря на имеющуюся договоренность с властями о заморозке, нефтяники сами начали повышать отпускные цены в 18 регионах страны. Заметнее всего это проявилось во Владимире, Благовещенске и Петрозаводске.
Понимая, что повторение масштабных акций протеста неизбежно, глава правительства Медведев пригрозил нефтяникам введением запретительных пошлин на нефть и нефтепродукты с тем, чтобы удержать текущие ценники на автозаправках. Профильные ведомства предлагают ввести экспортные лицензии для нефтяников и обязать их поставлять на внутренний рынок гарантированные объемы моторного топлива. Введением лицензий власти надеются исключить из экспортной схемы перекупщиков.
Мы воочию наблюдаем столкновение «административного ресурса» и «невидимой руки рынка». Вероятно, до конца года власти смогут сдержать рост цен. Однако с Нового года, когда повысятся налоги и акцизы, правительство не помешает нефтяникам массово закрывать НПЗ на «профилактику», что автоматически вызовет дефицит бензина и солярки в стране, и олигархи смогут отбить свои убытки на внутреннем рынке за счет населения.