Наблюдая за действиями властей Соединенных Штатов в отношении авиастроительного гиганта Boeing, поневоле вспоминаешь библейскую цитату о левой руке, которая не знает, что делает правая. В данной ситуации «руки» федеральных служб и органов США, похоже, действуют не то что вразнобой, а вопреки друг другу. Министерство финансов в лице своего главы Стивена Мнучина бьет тревогу: в случае не то что краха Boeing, а усугубления имеющихся сегодня у корпорации проблем страну ждет падение ВВП в неслабом объеме.
В то же самое время Федеральное авиационное управление США (FAA) продолжает разносить в пух и прах деловую репутацию концерна, находя все новые и новые недочеты, недоработки и «проблемные места» в его продукции. При этом надежды на то, что ставшая причиной нынешних бед производителей авиалайнеров модель 737 МАХ когда-нибудь вернется в воздух становятся все более призрачными, превращая для Boeing мрачные перспективы в просто катастрофические.
Кто-то может решить, что глава американского Минфина, сокрушавшийся по поводу того, что одни только прошлогодние неурядицы с Boeing 737 МАХ уже обошлись стране в полпроцента годового ВВП, несколько преувеличил остроту вопроса или, как это водится у госчиновников такого уровня, сгустил краски. Ничего подобного! Для того, чтобы понять всю важность авиастроительной корпорации для Соединенных Штатов, следует вникнуть в то, насколько серьезно она «встроена» в тамошние глобальные производственные и финансовые цепочки. И, кстати говоря, далеко не только тамошние! Рискну напомнить некоторые едва ли не общеизвестные вещи: двигатели, устанавливаемые на самолетах Boeing являются продукцией другого промышленного гиганта, корпорации General Electric, которая производит их совместно с французской компанией Safran. United Technologies Corp., Honeywell International – компании с оборотом в десятки миллиардов долларов в год. Hexcel Corp. Woodward Inc. – фирмы поскромнее. Их объемы продаж «всего-то» превышают пару миллиардов долларов. Что их объединяет? Практически все, что они производят, уходит на заводы Boeing. Затяжное «пике» авиастроителей уже выходит их «смежникам» боком. Так, о больших проблемах заявляет компания Spirit Aerosystems. Казалось бы, солидное предприятие с продажами на 7 миллиардов долларов в год. Вот только 80% ее продукции затребована исключительно по указанному выше адресу. На сегодня на складах предприятия «зависли» запасные части и комплектующие к более, чем 100 лайнерам Boeing, вынужденного остановить конвейеры, с которых до нынешнего времени сходили 737 МАХ.
Результат более, чем закономерен – Spirit Aerosystems приходится увольнять около 3 тысяч сотрудников своего завода в Канзасе. На очереди – аналогичные сокращения в Оклахоме. В руководстве уверяют: временно. Однако все прекрасно понимают, что время это может растянуться на неопределенно долгий срок. Вот вам всего один пример... Более того, не стоит забывать, что многие предприятия авиационной отрасли являются, без преувеличения градообразующими, а то и «тащащими» на себе экономику целых округов. Ведь все они тоже имеют своих поставщиков, пользуются логистическими услугами, а также «подкармливают» местных финансистов, страховщиков, маркетологов и многих прочих. Вдобавок – это все еще и налогоплательщики, исправно и добросовестно пополняющие бюджет США. Остановившиеся в Сиэтле цеха по выпуску 737 МАХ уже вызвали в стране неслабый «эффект домино». О том, что может случиться, если рухнет вся корпорация, страшно подумать. Только во втором квартале снижение продаж их лайнеров и комплектующих к таковым «положило» общий объем экспорта США на 7.5%. Ведь в прошлом году Boeing получил заказы всего на 246 машин всех видов и типов, что стало результатом, минимальным с 2003 года. От 200 737 МАХ его заказчики уже отказались – кому нужен лайнер, полеты которого находятся под запретом? В свете этого совершенно неудивительно, что новоназначенному главе корпорации Дэвиду Калхуну, заработная плата которого составляет около полутора миллионов долларов в год уже обещано бонусное вознаграждение в 7 миллионов, если он умудрится вернуть 737 МАХ в небо. Приз, конечно, более, чем заманчивый, однако удастся ли добиться поставленной задачи Калхуну либо кому-то еще – очень большой вопрос.
Данный восхитительный пассаж – это цитата из внутренней переписки сотрудников Boeing, обсуждавших как раз новый лайнер – 737 МАХ. По их мнению, назвать машину удачной было проблематично изначально. Именно ее один из сотрудников и назвал самолетом, который был спроектирован тружениками манежа под чутким руководством обожающих бананы приматов. Надо сказать, что выражение «Язык мой – враг мой» угодившей «под раздачу» корпорации в случае, если она переживет нынешние тяжкие времена, стоило бы отлить в бронзе и поместить над входом в каждый из собственных офисов. Ну, как минимум, развесить по кабинетам в виде ярких плакатов для персонала. Именно в их общении сотрудники Федерального авиационного управления США нашли, воистину, кладезь не просто компрометирующей, а вопиюще скандальной информации о деятельности компании. К примеру, выяснился просто шокирующий факт: оказывается, еще в 2017 году к Boeing обращалась одна из авиакомпаний, просившая организовать обучение пилотов, которым предстоит летать на недавно приобретенных ею 737 МАХ. В корпорации не нашли ничего лучше, как «отфутболить» этот запрос из-за «высокой стоимости и трудозатратности», вдобавок обозвав представителей авиаперевозчика «глупцами» и «идиотами». Все бы ничего, вот только речь идет о компании Lion Air, лайнер которой в октябре 2018 года рухнул в Яванское море, открыв страшный счет смертельным авариям 737 МАХ, убивающим сегодня породившую его корпорацию. Соответствующую информации проводящие расследование сотрудники FAA выудили из служебной переписки, которую, к счастью, никто даже не додумался подчистить. Какие еще «скелеты» могут скрываться в «шкафах» Boeing?
В результате складывается ситуация при которой федеральные контролирующие органы «разбираются» с авиапроизводителем не то что по всей строгости, а проявляя пристрастность далеко сверх этого предела. В результате громадные штрафы сыплются на корпорацию, словно на любителя быстрой езды, попавшегося на публичном приставании к любимой супруге начальника ГИБДД. Не так давно на них «повесили» очередные 5.4 миллиона долларов за выявленные во все том же злосчастном 737 МАХ новые потенциальные проблемы с закрылками. Что-то там могло пойти не так, вызвав травмы пассажиров и нештатные ситуации при посадке. Впрочем, это еще «цветочки» в сравнении с тем, что проверяющим удалось «накопать», в стотысячный раз проверяя ставшее причиной двух ужасающих катастроф программное обеспечение лайнера. Ими были обнаружены нарушения функции мониторинга этого самого ПО, из-за которых не все контрольные функции системы работали должным образом. Во что авиапроизводителю выльется такой «косяк», никто сегодня даже и предполагать не берется. Ведь именно чрезмерно вольное обращение корпорации с основными компьютерными бортовыми системами 737 МАХ и стало притчей во языцех, позволяющей сегодня многим ставить под вопрос ее способность обеспечить безопасность полетов машин собственного производства как таковую. Весьма показательный момент – не успела в мировых СМИ пройти новость о крушении пассажирского лайнера МАУ в Иране, как акции корпорации обрушились сразу на 2%. Ни слова еще не было сказано о причинах аварии, но слова «катастрофа» и Boeing, прозвучавшие одновременно, немедленно вызвали вполне предсказуемую реакцию.
В результате всего этого власти США сегодня стоит перед крайне непростым выбором. С одной стороны, чем дальше продвигается расследование всех причин и обстоятельств, приведших к беспрецедентным авиакатастрофам в 2018 и 2019 годах, тем более очевидной становится вина в случившемся именно топ-менеджмента Boeing, в погоне за сверхприбылями откровенно наплевавшего на жизни людей и действовавшего по принципу: «авось, пронесет!» Не пронесло. И вот теперь приходится отвечать. Драматизма ситуации прибавляет то, что историей с 737МАХ более, чем густая тень брошена и на репутацию Федерального авиационного управления США. Действия его сотрудников, сквозь пальцы в свое время смотревших на достаточно своеобразные действия корпорации при сертификации этой модели, наводят на мысль, как минимум, о чудовищном раздолбайстве и легкомыслии. Если не о кое-чем гораздо похуже... Эксперты и инспекторы FAA сегодня натуральным образом зверствуют, возможно, не столько из-за опасения за то, что случатся новые аварии, а ради спасения чести собственного мундира. И будут, скорее всего, делать это ровно до того момента, пока команда «Отставить!» прозвучит с самых, что ни на есть «верхов». Только тогда они смогут быть твердо уверены в том, что следом не возьмутся уже за них самих. И если «раскручивать» все случившееся до конца, то, скорее всего, от деловой репутации Boeing в конце концов не останется камня на камне. Но, с другой стороны – это будет означать для Соединенных Штатов такое цунами проблем в экономике и социальной сфере, которое не нужно в Вашингтоне никому. В особенности – Дональду Трампу накануне то ли импичмента, то ли попытки переизбраться на второй срок. Скорее всего, американцы сделают все, чтобы спасти компанию, являющуюся одним из национальных символов. Спаси любой ценой, невзирая ни на какие скандалы и компроматы.