Недавно стало известно, что Россия хочет создать самую мощную из всех когда-либо проектированных отечественных ракет.
Самая мощная ракета
Не успели утихнуть страсти вокруг перспективного «Енисея», как в космической индустрии России заговорили о еще более мощном носителе. Со столь же поэтичным именем — «Дон». С учетом выбора названия «Иртыш» для нового «Союз-5» (не путать с ракетой советской разработки) прослеживается настоящая зависимость космического ведомства от водной стихии. Впрочем, названия не столь важны хотя бы в силу той скорости, с которой они меняются. Видимо все дело в настроении нового главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, который, напомним, недавно предложил изменить название корабля «Федерация» на другое, потому что это «слишком женское». «Все-таки корабль должен не как девочка называться, а мужским именем», — заявил нынешний руководитель космической индустрии РФ.
Но как бы не называлась перспективная ракета, она уже, можно сказать, вошла в историю. Более мощной ракеты не было ни у Советского Союза, ни у современной РФ. Если кто-то забыл, то напомним, что мощнейшей ракетой в советской истории стала Н-1 для запуска космонавтов на Луну. При стартовой массе почти 3000 тонн она могла выводить на низкую опорную орбиту до 100 тонн грузов. Судьба ракеты, правда, была тяжелая: все четыре запуска закончились авариями, а потом проект и вовсе закрыли. Похожими характеристиками обладала «Энергия» (та самая, которая была частью комплекса «Энергия-Буран»). Ее мощнейший вариант — Вулкан — так никогда и не реализовали.
Ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Энергия»
Чем же может удивить новая российская ракета?
Отличием «Дона» от «Енисея» станет добавление еще одной ступени, что сделает «Дон» более грузоподъемным, чем «Енисей». «Енисей» (или ракета-носитель сверхтяжелого класса первого этапа, СТК-1) сможет выводить на низкую околоземную орбиту полезный груз массой от 88 до 103 тонн, а на лунную орбиту — от 20 до 27 тонн. У «Дона» (или ракеты-носителя сверхтяжелого класса второго этапа, СТК-2) эти показатели составят, соответственно, 125-130 тонн и 32 тонны
– заявил РИА Новости источник в ракетно-космической индустрии.
Таким образом, можно ожидать, что ракета «Дон» станет потолстевшей версией «Енисея», получившей четвертую ступень. В наше время представить себе такую «многоэтажку» довольно тяжело, особенно если учесть, что даже сверхтяжелый Falcon Heavy имеет две ступени. Однако упомянутая выше Н-1 имела, на секундочку, пять (!) ступеней. И все они должны были нормально сработать. По крайней мере, на бумаге.
Ракета-носитель сверхтяжёлого класса Н-1
Может показаться, что «Дон» будет просто вариацией «Енисея», но это не совсем так, поскольку все вопросы, связанные с созданием сверхтяжелых ракет — наиболее сложных, дорогих и тяжелых носителей из всех существующих — требуют особого контроля и невероятных усилий. То есть, просто взять и добавить одну ступень не выйдет. Достаточно посмотреть на мучения компании SpaceX с Falcon Heavy, которая, в целом, стала развитием давно находящейся в эксплуатации Falcon 9.
Чтобы более конкретно понять, чем будет «Дон», нужно взглянуть на его прообраз в лице «Енисея», о котором мы уже знаем достаточно. Общая ее концепция выглядит так
– Первая ступень будет состоять из 5-6 блоков от перспективной ракеты «Иртыш». В качестве двигателей выбрали РД-171МВ;
– Вторая ступень представляет собой один блок с двигателями РД-171МВ или РД-180;
– Третья ступень станет модификацией блока от ракеты-носителя «Ангара-А5В».
Описанная концепция имеет как очевидные плюсы, так и вполне заметные минусы. Начнем с хорошего. В основе российских перспективных сверхтяжелых ракет лежат надежные и проверенные двигатели, созданные на базе РД-170 — советского жидкостного ракетного двигателя, разработанного «Энергомашем» в 80-е и предназначенного, что примечательно, для другой сверхтяжелой ракеты — «Энергии». Ее, как мы знаем, уже давно нет «в живых», зато двигатели, построенные на базе 170-го, востребованы как в России, так и на Западе (РД-180 используют для американской ракеты «Атлас V»).
Обратной стороной медали может стать то, что к моменту испытаний ракет «Енисей» и «Дон» двигатели уже успеют устареть. Даже если не появится ничего революционного (пожалуй, ждать нового ядерного ракетного двигателя не стоит) развитые страны могут уже к концу 2020-х полностью перейти на новые, более экономичные метановые двигатели, преимущество которых признали и в самой России.
В наибольшей степени этим требованиям (требованиям современного рынка — прим. Репортёр) сегодня отвечает метан, поскольку он имеет более развитую сырьевую базу, а по энергетике превосходит керосин
– заявил в 2018 году гендиректор «Энергомаша» Игорь Арбузов.
Перспективный российский метановый ракетный двигатель, который уже начали разрабатывать, назвали РД-169. Речь идет о новой разработке, основанной уже не на советских технологиях, а на разработках 2000-х годов. Однако сроки его испытаний очень расплывчаты (де-факто, ничего конкретного заявлено не было), а с лета прошлого года никаких важных новостей про РД-169 нет. Постигнет ли его участь многих других амбициозных российских космических проектов — неизвестно, но когда на кону выживание всей отрасли, вариантов, не очень много. Либо делать что-то современное, либо не делать ничего.
Полеты во сне и наяву
По словам упомянутого выше источника, ракета «Дон» осуществит первый полет в 2029 году в рамках отправки к Луне взлетно-посадочного комплекса, который намерены использовать для отработки лунных миссий будущего. В качестве же условно типовой нагрузки сейчас рассматривают пилотируемый космический корабль «Федерация» (который уже не «Федерация»), лунно-посадочный модуль для будущей лунной базы.
Строго говоря, другой нагрузки для ракеты, скорее всего, не будет, так как запускать спутники и космические аппараты к МКС можно с помощью более дешевых ракет среднего и тяжелого классов. И применять сверхтяжелый носитель, который по умолчанию намного дороже их, смысла никакого нет. Если говорить еще проще, то «Дон» нужен исключительно для реализации лунных амбиций России, которые до конца не понятны и которые постоянно меняются, вслед за экономической ситуацией в стране. Ради справедливости, Россия здесь — не уникальный пример. NASA тоже постоянно мечется в своих мечтаниях: от Луны к Марсу и обратно. С другой стороны, американский налогоплательщик — щедрый налогоплательщик. И Штаты могут себе позволить начать лунную программу, а затем свернуть ее, не нанеся смертельного урона своей космической индустрии. России в этом случае придется действовать более избирательно. Если уж кроме Луны других целей для полетов не будет (а, скорее всего, так и получится), то есть смысл в максимально тесной кооперации с Европой, США или Китаем для реализации поставленных целей.