Накануне президент Путин провел совещание с представителями нефтегазового сектора России, на котором обсудили влияние китайского коронавируса на нефтяные котировки. Как выяснилось, власти бодрятся и рассчитывают на средства ФНБ, чтобы протянуть период экономического спада. Вот только получится ли?
Как мы уже рассказывали ранее, Россия сегодня страдает не столько от коронавируса COVID-19, сколько от его последствий. Пока инфекция еще не добралась до нашей страны, эпидемиологическая обстановка держится под контролем. Однако с Россией может сыграть злую шутку то, что она включена в глобальную мировую экономику на правах «сырьевого придатка», если называть вещи своими именами. Проблемы у основных зарубежных потребителей отечественных углеводородов, металлов и леса уже начинают нам аукаться.
Не секрет, что один из важнейших источников пополнения федерального бюджета РФ – это экспорт нефти и газа. Что до черного золота», то его котировки рухнули, напомнив кризисный 2008 год. Если 2020-й начался при цене в 70 долларов за баррель, то сейчас он стоит уже 50 долларов. Представители отрасли и власти считают такой уровень «приемлемым». Вопрос в том, надолго ли сохранится такая цена, и не упадет ли она еще ниже?
Как уже было сказано, эпидемия коронавируса оказался опасна не столько для людей (хотя от него уже умерли тысячи зараженных), сколько для мировой экономики. Болезнь одномоментно показала всю уязвимость глобалистского проекта, когда все страны друг от друга зависят.
Так, COVID-19 в первую очередь поразил ведущих «азиатских тигров» - Китай и Южную Корею. Суровые карантинные меры, предпринятые Пекином, пока не смогли взять ситуацию под полный контроль: болезнь вырвалась за пределы АТР и уже развивается в Европе.
Для Поднебесной всего два месяца эпидемии оказались страшным ударом. Если в январе индекс деловой активности (PMI) составлял 50 пунктов, то к 29 февраля он упал до 35,7, согласно данным Государственного статистического управления КНР. Подиндекс цен на сырье понизился на 13,2 п. п., а показатель количества новых заказов – на 22,1 п. п. Для «мировой мастерской», являющейся драйвером мировой экономики и основным потребителем сырья, это очень и очень серьезно. Нет никаких гарантий, что все скоро закончится.
Однако в рамках глобалистского проекта проблемы КНР немедленно отозвались в главной экономике Старого света, Германии. Институт экономических исследований DIW предупреждает, что промышленный рост ФРГ может вскоре затормозиться из-за проблем с китайскими потребителями и поставщиками. С одной стороны, Поднебесная – это один из важнейших рынков сбыта немецких автомобилей. Из-за снижения промышленного производства в КНР ожидается падение спроса на продукцию автопрома ФРГ. С другой стороны, сами германские производители серьезно зависят от поставок комплектующих из КНР. Вот что по этому поводу пишет издание Forbes:
В поставках автомобильных запчастей фактически все автопроизводители (в мире) сильно зависят от транснациональных цепочек поставок. Если одно звено выпадает из цепи или тормозит — очень вероятно, что-то же произойдет со всем остальным.
Как видно, одно тянет за собой другое. Вслед за стагнацией в Германии проблемы начнутся во всем остальном Евросоюзе. Эпидемия коронавируса вполне может привести к мировому экономическому кризису. Стоит ли говорить, что это крайне негативно отразится на России, которая зависит от сбыта своего сырья в Китай и ЕС?
ФНБ – это, конечно, хорошо, но надолго ли его хватит, учитывая, что свои руки в него уже запустил ЦБ РФ, продавая Сбербанк правительству РФ, о чем мы рассказывали ранее?