«Феникс» не возродится
Происходящее с «Роскосмосом» вполне может стать завязкой анекдота. Чего только стоит назначение генеральным директором Дмитрия Рогозина и последовавшие за ним кадровые перестановки, полностью изменившие приоритеты развития. Если раньше «хоронить» собирались не оправдавшую себя «Ангару», то теперь под нож пошел проверенный годами «Протон», который хотели (и в теории могли) сделать дешевле, убрав одну из ступеней. Если раньше основные надежды были связаны с «Союзом-5», известным также в качестве «Феникса», то теперь уже ясно, что ракета — не жилец. Во всяком случае, в том виде, в котором ее затевали.
«Он не закрыт, просто мы посмотрели эскизный проект, и впечатление у инженеров, что он очень напоминает "Зенит". Понятно, почему это делалось — чтобы использовать инфраструктуру "Зенита" на Байконуре. Мы сейчас смотрим иные технические решения. Двигатели на новом топливе, например на метане», — сказал Дмитрий Рогозин на московской конференции «Роскосмоса».
Вышесказанное будет понятно лишь узкому кругу специалистов, но понятно очень хорошо. Если кратко: ракета «не пошла», остальное — отговорки. Нельзя просто так перестроить ракету-носитель под принципиально новый двигатель, иначе бы США уже давно отказались от российского РД-180 на первой ступени «Atlas V». По сути, такое решение потребует создания новой ракеты, а называться она может как угодно: хоть «Союз-5», хоть «Союз-100», хоть «Феникс-1000». А еще у России нет требуемых метановых двигателей. И неизвестно, когда они появятся и появятся ли вообще.
Иными словами, ракета «Союз-5» — еще недавно главная надежа российской космической индустрии — приказала долго жить. Понял это, вероятно, и Владимир Солнцев (гендиректор РКК «Энергия» — разработчика ракеты-носителя), заявивший недавно о своей отставке. Говорят, ушел по собственному желанию. Проверить именно это, впрочем, будет тяжело.
Наконец, главное в нашей истории. Рогозин кроме прочего отметил, что новая версия «Союз-5» не будет подходить к проекту «Морской старт». А это одно из самых важных направлений. Во всяком случае, многие эксперты видели «Союз-5» эдаким лучиком света для российской частной космонавтики в лице «S7 Group» Владислава Филева, которая и хотела применять ракету-носитель для «Морского старта». Других надежд в лице иных крупных предпринимателей у российской частной космической сферы нет. Впрочем, немного деталей.
Морской (не) старт
«Морской старт» — это существующий в единственном экземпляре плавучий космодром для запуска украинско-российских, а если быть предельно откровенными, то советских ракет «Зенит». У него есть две основные составляющие: стартовая платформа «Odyssey» и сборочно-командное судно «Sea Launch Commander». Сама идея состоит в том, чтобы доставлять ракету по морю на экватор, где самые лучшие условия для запуска на орбиту полезной нагрузки: так можно с максимальной пользой использовать скорость вращения Земли.
«Морской старт» еще в 90-е учредили американская Boeing, российская РКК «Энергия», норвежская компания «Kvaerner», а также украинские КБ «Южное» и предприятие «Южмаш». Последнее, собственно, и производит ракеты для «Морского старта».
Все верили в успех, но, вскоре проект стал тяжелой ношей, от которой все были рады избавиться. Что конкретно пошло не так — сказать тяжело. При том, что цена была весьма привлекательной, а «Зенит» чисто технически справлялся с львиной долей коммерческих заказов, с 1999 по 2014 год совершили всего 36 запусков. Это не очень много. С тогдашней популярностью «Протона», например, не сравнить. Причем три запуска с «Морского старта» закончились неудачей. Не самая лучшая статистика. Потенциальных клиентов это отпугнуло.
Вообще изначально конгломерат хотел запускать несколько ракет за один выход в море — не вышло. Пришлось судну кататься «полупустым». Дальнейшая история более или менее известна: заявления о банкротстве в 2009 году, долгие разбирательства между акционерами и, наконец, продажа комплекса частному лицу в 2016 году. Им, как мы знаем, оказался бизнесмен Владислав Филев. В марте на собрании акционеров РКК «Энергия» акционеры поддержали продажу плавучего космодрома. В документе говорится, что покупная цена активов составила 6,28 миллиарда рублей. В общем и целом, проект стал частным и полностью российским. Со стороны выглядело хорошо — многие эксперты в последние годы всерьез говорят о начале эпохи частной космонавтики. С другой, стороны препятствия на пути к мечте Филева стать «русским Маском», весьма серьезны. И сейчас руководители «Морского старта» рискуют остаться ни с чем. Причем уже, вероятно, без возможности выгодной продажи последнего.
Частники vs Государство
Главное препятствие, как ни странно — сам Роскосмос. А если быть точней, то царящая там бюрократия (если дело конечно, именно в ней). Еще 28 апреля 2017 года компания S7 Sea Launch Limited заключила с украинским «Южмашем» контракт на производство двенадцати ракет «Зенит», альтернативы которой для «Морского старта» сейчас не существует. А недавно гендиректор S7 Space Сергей Сопов рассказал о проблемах, с которыми обновленный «Морской старт» столкнулся уже на ранних стадиях реализации намеченных программ. Дело в том, что используемая для стартов с плавучего космодрома условно украинская «Зенит-3SL» состоит преимущественно из российских комплектующих, о чем хорошо известно. Ранее S7 Group обратилась за гарантированным ранее разрешением правительства России на их поставку. По идее, все складывалось в пользу группы компаний, но в начале мая 2018 года правительство РФ ушло в отставку после президентских выборов, а затем утверждение документов «зависло» на многих уровнях.
Можно бесконечно долго спорить о том, почему так получилось. Очевидно одно: в России хотят видеть на плавучем космодроме именно «Союз-5», а не украинский «Зенит». Фактический отказ от первых сильно понизил авторитет комплекса в глазах руководства РФ. Очередная зависимость от предприятий Украины, пусть даже и в частном секторе — явно не то, на что рассчитывают в Кремле. В целом, сегодняшнее отношение властей к комплексу хорошо иллюстрируют недавние заявления Рогозина, о которых мы уже говорили. «У "Морского старта" есть свой ресурс. Пока будем разрабатывать ракету, ресурс "Морского старта" будет съеден, поэтому такой задачи нет», — отметил он, комментируя перспективы «Союз-5» в рамках его запусков с плавучего космодрома.
Что будет дальше? Искренне хочется верить, что частная космическая индустрия в России будет развиваться. В нынешних реалиях, правда, это может происходить не «благородя», а «вопреки». Из хорошего: все еще есть планы запустить ракету с «Морского старта» в 2019 году и есть «Южмаш», который худо-бедно может производить «Зениты», если Россия будет поставлять ему комплектующие. В самой S7 считают, что уже четыре старта в год сделают проект окупаемым. Это выглядит чересчур оптимистично, однако коммерческие перспективы частного «Морского старта», при всех его недостатках, пока что все же более определенные, чем у неповоротливого государственного монополиста в лице Роскосмоса. Планы которого каждый раз кардинально меняются вместе с руководством. И который до сих пор не знает, какая ракета ему нужна.