Вероятность того, что «Северный поток-2» так и не будет построен, резко возросла. Международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев (International Group of P&I Clubs) четко дала понять, что не выдаст страховку ни одному российскому судну, задействованному в проекте. А иных, увы, и нет.
Если называть вещи своими именами, то это практически полное фиаско «Газпрома». При строительстве трубопровода в обход Украины руководство госкорпорации не учло, насколько серьезно США настроены уменьшить долю России на европейском газовом рынке в пользу своих производителей СПГ, и весьма наивно решило поиграть с американцами на их поле. Результат оказался закономерным.
В конце прошлого года президент Дональд Трамп ввел санкции в отношении подрядчиков строительства газопровода, которые немедленно его бросили на стадии готовности в 93%. С тех пор труба мирно покоится на дне Балтийского моря. Затем началась многомесячная «одиссея» единственного российского судна-трубоукладчика, способного достроить «Северный поток-2» силами «Газпрома». Пройдя окольными путями половину земного шара, «Академик Черский» так и стоит теперь без дела в немецком порту. Это судно, а также ряд других вспомогательных, банально не имеют права приступить к работе из-за требований Дании, в территориальных водах которой находится проблемный участок трубопровода. У «Академика Черского» отсутствует необходимая страховка со стороны международной компании, из-за чего он не сможет даже зайти в порт, чтобы загрузиться трубами. И, судя по всему, эту страховку российские корабли не получат.
На долю International Group of P&I Clubs приходится порядка 90% рынка страхования морских перевозок и прочих услуг. Эта организация не готова попасть под новые американские санкции, анонсированные президентом Трампом, ради «Газпрома». Один контракт не стоит потери всего бизнеса. Рассчитывать на оставшиеся 10% компаний, например, азиатских, было бы тоже более чем наивно.
Сейчас некоторые отечественные эксперты предлагают создать механизм обхода ограничений со стороны США. Например, специально под проект «Северный поток-2» зарегистрировать некую государственную страховую компанию, которая приняла бы на себя все бремя гнева американского Минфина и, сделав свое дело, почила бы. Да, конечно, это можно провернуть. Но проблема заключается в том, согласна ли сама Дания закрыть глаза на подобные «хитрые схемы».
Пока что Копенгаген разрывается между Вашингтоном и Берлином, пытаясь угодить первому и не рассориться вдрызг со вторым. Сейчас датские власти смотрят, сможет ли ФРГ отстоять «Северный поток-2», и в зависимости от этого будут принимать решение. Затягивание процесса гарантированно: с вероятностью в 100% в первом полугодии 2021 года газопровод сдан не будет. Но если канцлер Меркель позволит себя «убедить» в вине Кремля в отравлении оппозиционера Навального, на этом энергетическом проекте можно ставить крест. Если же в следующем году ее сменит на посту Фридрих Мерц, под большим вопросом окажется вообще любое экономическое сотрудничество между Россией и Германией.