Несколько дней назад большой резонанс вызвало попавшее глобальную Сеть видео, на котором российский истребитель отогнал от правительственного самолета Специального летного отряда натовский F-15. Истребитель Североатлантического альянса провокационно подлетел к правительственному борту на расстояние в сотню метров. Су-27 вклинился между самолетами и вынудил натовца «отвалить» в сторону, сменив курс. Данное происшествие в небе вызвало жаркую дискуссию и массу комментариев в отношении действий пилотов обоих истребителей.
Дело в том, что на борту тогда находился министр обороны Российской Федерации, один из трех людей в стране, без которых невозможно активирование нашего ядерного арсенала. Сергей Шойгу летел в Калининград, который также является одним из самых сложных в плане обеспечения безопасности регионов, буквально зажатым между странами-членами блока НАТО.
Действия пилота Су-27 вызвало одобрение со стороны российской общественности. Но факт подобного происшествия вызывает массу вопросов. Сама по себе практика воздушного сопровождения иностранных самолетов является нормой. Традиция была заложена еще в советские времена, когда шло активное противостояние двух блоков. Боевые самолеты потенциальных противников сопровождали друг друга, сохраняя определенную дистанцию визуального контакта, и, при необходимости, демонстрировали наличие вооружений на борту. Тем дело и исчерпывалось.
До событий 2014 года поведение российских и натовских военных укладывалось, в целом, в рамки некоего джентльменского соглашения. Наши вылетали навстречу самолету с выключенным транспондером или явно военному борту, разведчику или стратегическому бомбардировщику, которые оказывались возле российской воздушной границы. Но политика НАТО в отношении воздушного сопровождения наших самолетов носит теперь всеобъемлющий характер. Истребители альянса демонстративно сопровождают все самолеты, летящие над Балтикой в Калининград и обратно, демонстрируя, кого они считают тут полновластными хозяевами. В этом контексте приближение на дистанцию в 100 метров к правительственному самолету с министром обороны Российской Федерации борту является явным вызовом.
После «Крымской весны» НАТО резко активизировало свою воздушную активность возле наших границ. Так, за один только прошедший 2018 год российские истребители вылетали на сопровождение не менее трех тысяч иностранных военных самолетов. Самолеты-разведчики НАТО являются незваными, но очень частыми гостями возле Калининградской области и Крыма. Пока все ограничивается демонстрацией оружия на борту и маневрами. Но хочется напомнить прописную истину: если в пьесе на стене висит ружье, но в конце оно должно выстрелить.