Украина может потерять Азовское море. Об этом не первый месяц пишут и украинские, и западные средства массовой информации. И, пожалуй, на самом деле так оно и есть. Де-юре Азовское море является внутренним морем и для России, и для Украины. Но фактически оно сейчас становится исключительно российской акваторией, и винить в этом Киеву некого, кроме самого себя.
Дела Незалежной плачевны. Страна удерживается от полного банкротства только постоянными вливаниями денежных средств с Запада. После потери Крыма военно-морского флота как такового Украина не имеет, а строить новый не на что и некогда. Несмотря на полную несостоятельность, Киев провел ряд антироссийских провокаций, задерживая суда с крымской припиской или побывавших на полуострове. Терпение Москвы было долгим. Очевидно, вопрос пытались решить миром на негласном уровне. Судя по всему, не сложилось из-за позиции Киева.
Пришло время Украине перестать изображать из себя невинную жертву и платить высокую цену за свои решения. В середине мая была открыта первая очередь Крымского моста, который «запечатал» Азовское море, ознаменовав новый этап российской политики в отношении Киева. Сторонние специалисты даже утверждают, что Кремль начал проводить против Незалежной на Азовском море настоящую «сетецентрическую войну». Что же это такое, и почему именно эта стратегия представляется наиболее верной в отношении Украины?
Концепция «сетецентрической войны» была сформулирована в Соединенных Штатах Америки и неоднократно применялась для сноса неугодных политических режимов. Считается, что Пентагон позаимствовал ряд идей у знаменитого советского маршала Огаркова. Суть «сетецентрической войны» в том, что в определенном регионе начинается плотное систематическое воздействие на противника по военному, информационному и экономическому направлениям для достижения искомого результата. Что же мы видим на Азовском море?
С целью оказания серьезного экономического давления на Украину начата практика массовых проверок судов, следующих в украинские порты и из них. Известно о задержании полутора сотен судов российской Пограничной службой. За счет усложнения судоходства увеличиваются финансовые издержки при транспортировке украинских грузов. Постепенно морские перевозки через Мариуполь и Бердянск становятся все менее рентабельными, что в итоге приведет к банкротству этих важных портов и окажет серьезнейший негативный эффект на умирающую экономику Незалежной со всеми вытекающими последствиями для политического режима в Киеве.
При этом очевидна милитаризация акватории Азовского моря Россией. Из Каспийского моря военные корабли переходят на Азов. Уже сейчас в регионе насчитывается четыре десятка судов Пограничной службы РФ и ВМФ РФ. Интересно, что неподалеку от Мариуполя и Бердянска с явным намеком расположены российские десантные корабли. Британский военный эксперт Глен Грант предупредил:
Если Украина не начнет предпринимать хоть какие-то меры, Азовское море просто станет российским, а значит, и пространство между Азовским морем и Крымом
Однако всей этой флотилии Украине показать нечего, кроме фиги. Шестой флот США вести морские баталии с ВМФ РФ явно не будет. Чисто теоретически, западные партнеры могли бы предоставить Киеву свои суда для использования, но практическая возможность реализации такого варианта близка к нулю. О чем думали в Киеве, когда начинали захваты судов, неясно. Но, по факту, уже сейчас Азовское море стало внутренним российским.