Россия рискует проиграть
Россия рискует проиграть

Наступление США на экономические интересы европейских стран заставляет Евросоюз принимать ответные меры, которые бы обеспечили защиту европейской экономики от агрессивной политики Вашингтона. По итогам саммита глав государств – членов Евросоюза, состоявшегося 16-17 мая в болгарской Софии, Брюссель объявил о возвращении к закону 1996 года, который предусматривает блокировку ограничений, вводимых другими странами для европейских компаний.

В свое время этот закон использовался для того, чтобы обойти санкции Вашингтона против Кубы, Ирана и Ливии. Теперь, после выхода США из ядерной сделки с Ираном и дальнейшего ужесточения антироссийских санкций, вредно влияющих на состояние европейской экономики, к закону придется вернуться.
Суть блокировки заключается в том, что она запрещает европейскому бизнесу соблюдать экстерриториальные санкции США, предусматривает возможность взыскания убытков, причиненных в результате санкций, а также отменяет действие на территории стран Евросоюза любых решений судов иностранных государств, основанных на необходимости соблюдения санкций.
Возвращение к закону 1996 года – серьезный демарш Европы против Соединенных Штатов. Главным поводом стал выход США из ядерной сделки с Ираном, который не поддержали не только Франция и Германия, но и Великобритания. Сейчас Евросоюз собирается перейти на расчеты в евро при оплате иранской нефти, отказавшись от использования доллара. Кроме того, представители Франции, ФРГ и Великобритании договорились с Ираном о дальнейшем укреплении экономических связей в обход американских санкций.
С чем связана столь жесткая позиция Евросоюза? Прежде всего, Европе надоело терпеть постоянные убытки от инициированных Соединенными Штатами санкций. Сначала были антироссийские санкции, выгодные США и являющиеся инструментом американской внешней политики, но совершенно бессмысленные и вредные для стран Евросоюза. Теперь США вышли из ядерной сделки с Ираном и вводят новые санкции – уже против тех компаний, которые будут сотрудничать с иранскими партнерами. Для Евросоюза это очередной экономический удар.
Во-вторых, в отличие от США, в европейских странах куда менее влиятельны круги, связанные с Саудовской Аравией и Израилем – ключевыми военно-политическими и идеологическими региональными противниками Ирана. Поэтому если на «вашингтонский обком» давят саудовские и израильские лоббисты, то европейские правительства от такого давления свободны (или практически свободны), и вольны выстраивать самостоятельную линию взаимоотношений с Ираном.
США могут отреагировать на попытки выхода из долларовых сделок достаточно жестко. По крайней мере, в прошлом такие устремления мировых политиков заканчивались для них не очень хорошо. В сложившейся ситуации у Евросоюза есть лишь один выход – нормализация отношений с Россией. Однако вряд ли Евросоюз, выбирая между Россией и США, выберет Россию. Слишком тесны экономические и политические связи между Европой и Северной Америкой, США в любом случае ближе Европе, чем ее традиционный противник – Россия. Пока в европейских странах не произойдет кардинальной смены власти, что вряд ли возможно, не стоит ожидать и масштабной трансформации внешнеполитического курса Европы.

Источник

08.04.2018 0:04
Комментарии к этой новости временно закрыты.
О чем говорят
Политика и власть
Общество
Экономика и бизнес
Наука и технологии
Здоровье и красота
Новости спорта
Новости из жизни