Жители острова Пасхи водрузили гигантские каменные «шляпы» на головы истуканов с помощью пологой горки, сложенной из песка и щебня, и веревки, такая система не требовала многочисленных человеческих рук, заявили ученые из университета Бингхэмтона в США.
Сами истуканы (моаи) и их «головные уборы» (пукао) изготовлены из разных вулканических пород. Их залежи расположены фактически на диаметрально противоположных концах острова, удаленных друг от друга, а также от берегов, где установлены ныне существующие моаи, на десятки километров. Поэтому и доставка материалов к месту строительства истуканов, и их соединение были очень сложными задачами, говорится в работе, опубликованной в Journal of Archaeological Science.
Группа исследователей обратила внимание на то, что манера транспортировки и самих статуй, и их головных уборов на столь большие расстояния должна была отражаться в том, какие повреждения присутствуют на их поверхности. К примеру, если бы статуи волокли по мягкому грунту или везли на «подпорках», то на их нижней части или на спине должны были остаться характерные царапины и потертости.
Как заметили ученые, статуи были вырублены из породы таким образом, что они сами по себе выпрямлялись, если их наклоняли на небольшой угол. Это позволяло перемещать их «шажками», подобно тому, как обладатели холодильников или тяжелых тумб передвигают их на новое место. Подобное «выгуливание» истуканов позволяло жителям острова Пасхи двигать их на большие расстояния, не тратя никаких ресурсов, кроме собственных сил.
Судя по рисунку царапин, шляпы статуй перемещались к месту их «сборки» в частично готовом виде, что позволяло древним художникам в буквальном смысле «катить» их со склона горы, где расположена каменоломня. Когда заготовка пукао доезжала до истукана, мастера доделывали ее и водружали на голову статуи, используя остроумную, но простую систему подъема.
Она состояла из пологой горки, сложенной из песка и щебня, и веревки, которую древние жители острова Пасхи оборачивали вокруг шляпы истукана и привязывали к голове статуи. Вытягивая свободный конец, они постепенно поднимали десятитонный пукао к вершине горки, где шляпу поворачивали на бок и усаживали на основную часть монумента.
Археологи заметили, что все статуи изначально стояли не прямо, а были наклонены под определенным углом по отношению к поверхности Земли. Это позволяло древним мастерам закатывать пукао на голову моаи, не повреждая обе части статуи, и затем «выравнивать» готовый истукан, убрав часть камней из задней части пьедестала.
Все это, по словам ученых, говорит о том, что для успешного завершения монументальных «строек эпохи деспотизма» не обязательно было иметь бесчисленные армии рабов, рабочих и огромные ресурсы, как в Древнем Египте или Китае, как считали многие историки раньше. Горстка жителей острова Пасхи смогла увековечить свое имя, используя свой ум, законы физики и скудные минеральные ресурсы острова.