Несколько недель назад глава «Газпрома» Алексей Миллер и монгольский вице-премьер Янгугийн Содбаатар подписали меморандум о намерениях построить очередной газопровод в Китай. В проекте «Сила Сибири-2» Улан-Батор возьмет на себя функции транзитера. На сегодняшний день целесообразность подобного начинания вызывает большие сомнения, если учесть, с какими проблемами столкнулась «Сила Сибири-1».
По первому трубопроводу предполагалось прокачивать на территорию КНР до 38 миллиардов кубометров газа ежегодно. Строительство обошлось бюджету в 1,1 триллиона рублей. Торжественное открытие состоялось в декабре прошлого года. Наращивание объемов поставок должно происходить постепенно, до конца 2020 года «Газпром» обязан прокачать в Поднебесную 5 миллиардов кубов. Однако этого пока не произошло.
Сообщается, что с начала года монополист поставил в Китай всего 2,3 миллиарда кубометров. После публикации этой информации акции «Газпрома» на отечественной бирже упали на 1,7%. Судя по всему, инвесторы сочли это косвенным доказательством наличия серьезных проблем на ресурсной базе «Силы Сибири-1». Напомним, что весной в прессу утекли данные о том, что при геологоразведке Чаяндинского месторождения могли быть допущены ошибки, и его запасы сильно переоценены. Кроме того, говорилось, что «Газпром» капитально «накосячил» при бурении скважин, многие из которых или полностью «сухие», или «инвалиды».
Если это действительно так, наше «национальное достояние» крепко «влетит» на штрафные санкции со стороны китайских партнеров. Поскольку госкорпорация является публичной компанией, об этом можно будет судить по ее финансовой отчетности. Впрочем, есть и иные объяснения, почему Пекин снизил объемы закупок у России.
Да, из-за пандемии коронавируса объемы промышленного производства и общего потребления энергоносителей в КНР резко снизились. Но рачительные китайцы воспользовались уникальной рыночной ситуацией, когда СПГ стоил сущие копейки, и начали усиленно запасаться им впрок. Что касается российского трубопроводного газа, то он оказался в самом невыгодном положении. Из-за шестинедельной «нефтяной войны» весной этого года «черное золото» также серьезно подешевело, устанавливая один антирекорд за другим. Экспортный контракт «Газпрома» привязан к нефтяным котировкам с временным лагом в полгода. Несмотря на наличие условия в договоре «бери или плати», не брать в первом полугодии оказалось для Китая выгоднее.
Если верна вторая версия, то до конца 2020-го Поднебесная активно нарастит объемы закупок, чтобы добрать по дешевке оставшиеся объемы «голубого топлива». Если этого не произойдет, а в бухгалтерском балансе «Газпрома» будут выделены средства на уплату штрафов, к руководству госкорпорации стоит присмотреться, а своим ли делом оно занимается. Если выяснится, что команда Алексея Миллера провалила «Силу Сибири-1», следует задуматься, а нужна ли вообще нашей стране «Сила Сибири-2» и доверять ли этим людям ее реализацию.
По факту, первый проект стал для Пекина резервным газопроводом на случай обострения отношений с США. Необходимость строительства второго (если только речь не идет о потребности топ-менеджмента госкорпорации прикрыть себе «одно место» через строительство перемычки между трубопроводами и дать подзаработать генеральным подрядчикам) вызывает серьезные сомнения.