Ровно полвека назад, 3 октября 1968 года, состоялся дебют легендарного Ту-154. Этот самолет многократно становился настоящим рекордсменом: среди лайнеров отечественного производства он перевез самое большое количество пассажиров, его производство продолжалось до 2006 года, и по сей день полсотни Ту-154 продолжают успешно эксплуатироваться.
В семидесятые годы «Аэрофлот» одновременно использовал три среднемагистральных лайнера: Ту-104, отличавшийся высокой скоростью, неприхотливый к взлетно-посадочным полосам Ан-10 и наиболее экономичный из всех советских пассажирских самолетов Ил-18. Необходимость унификации воздушных перевозок назрела давно.
Считается, что на создание нового авиалайнера Никиту Хрущева вдохновила увиденная им французская турбореактивная «Каравелла». В Москве Генсек собрал всех представителей ведущих конструкторских бюро и поставил цель дать должный ответ СССР на западный вызов. Выяснилось, что подходящие наработки имеются в КБ конструктора Туполева:
Мы только что запустили в серийное производство на Харьковском авиазаводе прекрасный самолет Ту-124. У него двигатели находятся в корне крыла. Я перенесу их на хвост, и вот Вам наша «Каравелла
Хрущев дал добро, и началась работа над среднемагистральным лайнером под рабочим названием Ту-124А. Новый самолет должен был сочетать в себе все сильные стороны предшественников: скорость Ту-104, экономичность Ил-18 и неприхотливость Ан-10. При этом он должен был вмещать в полтора раза больше пассажиров, чем Ту-104.
Получившийся самолет обладал прекрасными характеристиками для своего времени. Его крейсерская скорость составляла 950 километров в час, лайнер был устойчивым и прекрасно управлялся. Ту-154 с перенесенными на хвост двигателями был очень надежным, благодаря тройному дублированию систем управления. Даже в случае отказа двух из них, лайнер мог уверенно доставить пассажиров в аэропорт. При этом Ту-154 был красив и изящен. После оптимизации компоновки пассажирского салона был снижен расход топлива на перевозку одного человека, что сделало советский лайнер самым прибыльным и массовым. Также была создана грузовая версия Ту-154С.
Технические решения Ту-154Б быль столь хороши, что американский «Боинг» не устоял и приобрел у советского конкурента права на использование шасси с шестиколесной трехосной тележкой. Благодаря ему кардинально снижалась нагрузка на взлетно-посадочную полосу.
Стоит отметить, что на основе Ту-154 советские инженеры отрабатывали самые передовые технологии. Например, именно этот лайнер стал прототипом «Бурана», и на нем тестировались системы управления и посадки космоплана. Более того, на Ту-154 отечественные конструкторы экспериментировали с альтернативными видами авиатоплива – СПГ и сжиженным водородом. Летающая лаборатория получила название Ту-155. Первый полет на водороде в качестве топлива был осуществлен в 1988 году. А в следующем 1989 году – уже на метане. На советском Ту-155 СССР установил 14 мировых рекордов.
Интересно, что заслуженный ветеран продолжает уверенно эксплуатироваться по сей день, в том числе, российскими военными. По некоторым данным, Китай использует советские лайнеры в качестве самолетов военной разведки. Ту-154 – это живое свидетельство высоты конструкторской мысли и производственной мощи СССР.
Сегодня в качестве преемника Ту-154 называют среднемагистральный лайнер МС-21.