Портовый вопрос: Белоруссия отомстила Литве за позицию по БелАЭС
Портовый вопрос: Белоруссия отомстила Литве за позицию по БелАЭС

Политика прибалтийских государств на восточном направлении находится за гранью здравого смысла. Так, из-за своей русофобской активности бывшие советские республики потеряли гарантированные доходы от российского транзита, который был переориентирован на наши порты. Теперь Литва и Латвия устроили свару из-за транзита белорусского.

Беларусь не имеет собственного выхода к морю, поэтому все эти годы была вынуждена осуществлять транзит через Прибалтику. Белорусские товары составляли третью часть всего оборота порта литовской Клайпеды, обеспечивая Вильнюсу 6% ВВП и предоставляя 58 тысяч рабочих мест. Значительную часть этих объемов составляют идущие на экспорт в ЕС нефтепродукты, выработанные на НПЗ братского государства из российской нефти.
Но литовские власти сами себе выстрелили в обе ноги, повторив ту же ошибку, что Рига и Таллин ранее совершили в отношении Москвы.
Во-первых, «фантомные боли» гордых потомков Великого Княжества Литовского побудили Вильнюс начать проводить весьма двусмысленную политику в отношении Минска. Именно в Литве громче всех кричали про Александра Лукашенко как «последнего диктатора Европы» и требовали ввести против него санкции. Именно в Вильнюсе нашли прибежище белорусские оппозиционеры, оттуда же шли средства, и проходило обучение по линии ЦРУ специалистов по «цветным революциям».
Во-вторых, литовские власти предельно неадекватно отреагировали на проект строительства БелАЭС. Да, атомная станция строится всего в 50 километрах от Вильнюса, но она соответствует всем международным требованиям безопасности, что неоднократно подтверждено МАГАТЭ. Президент Грибаускайте длительное время безуспешно пыталась создать антибелорусский фронт, о чем мы рассказывали ранее.
В итоге БелАЭС таки будет запущена, но, вместо того, чтобы принять это как данность, и начать получать выгоду от дешевой электроэнергии, Вильнюс запретил сам себе покупать в Белоруссии недорогое электричество, что могло бы вдохнуть в жизнь в умирающую экономику страны.
Это стало последней каплей в чаше терпения Минска. Президент Лукашенко так напутствовал своего посла перед визитом в Ригу:
Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью.
Стоит ли говорить, что латвийские власти, оставшиеся из-за собственной недальновидности без российского транзита, с радостью ухватились за предложение из Белоруссии?
В Риге немедленно заявили, что совершенно не возражают против строительства БелАЭС, и выстелили перед белорусскими товарами красную ковровую дорожку. Результат налицо: за прошедший 2018 год грузооборот, прошедший перед Латвию, увеличился на 10%. Доля товаров из Белоруссии в латвийских портах теперь составляет 27%, создаются новые рабочие места. И это не предел.
Очевидно, Рига все-таки извлекла какие-то уроки, а до действующих литовских властей доходит медленнее. Остается надеяться на смену главы Литвы, где вскоре пройдут президентские выборы, а госпожа Грибаускайте в них не сможет участвовать.

Источник

25.03.2019 13:34
Комментарии к этой новости временно закрыты.
О чем говорят
Политика и власть
Общество
Экономика и бизнес
Наука и технологии
Здоровье и красота
Новости спорта
Новости из жизни