ЧП на околоземной орбите все более начинает обретать детективную окраску. В ночь на 30 августа экипаж МКС обнаружил утечку воздуха на борту станции. Поиски следов попадания микрометеорита дали неожиданный результат. Вместо «микротрещины» космонавты обнаружили в борту одного из отсеков круглую дырочку, по всей видимости, сделанную сверлом…
Как доложили с МКС, отверстие в корпусе было проделано, а потом закрыто клеем, который после ссохся и отвалился, образовав пробоину, через которую началась утечка воздуха с орбитальной станции. Подсчитано, что для полной потери атмосферы понадобилось бы примерно 18 суток, т.е. для интернационального экипажа опасности сиюминутной гибели ЧП не представляло. Словно в анекдоте, русский космонавт догадался заткнуть дырку пальцем.
Однако каковы имиджевые потери нашей страны от этого происшествия? Дырка в корпусе была обнаружена в отсеке «Союз МС-09» российского производства. Следовательно, тень произошедшего ложится на отечественную космическую отрасль. Каковы же наиболее реалистичные версии на данный момент? Чиновники заявили:
Причина появления отверстия во внутреннем корпусе бытового отсека корабля «Союз МС-09» установлена. Она возникла ещё на Земле. Ответственный за халатность установлен
Итак, халатность?
На самом деле, с учетом того критического состояния, в котором находится наша промышленность, удивляться этому не приходится. На фоне падения авторитета рабочих профессий в нашей стране, получилось так, что даже в самых высокотехнологичных отраслях появилось много молодых и неопытных работников с низкой культурой труда. От полного краха страну отчасти спасают старые специалисты, люди предпенсионного возраста.
Результат закономерен. В 2013 году разбился грузовой «Протон-М» со спутниками «Глонасс» на борту. Страна получила ущерб на 5 миллиардов рублей из-за того, что один «специалист» поставил в ракете датчик вверх ногами, а трое контролирующих не обратили на это никакого внимания. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал. В 2012 году вице-премьер Рогозин назвал ситуацию в российском космосе критической. Ныне он сам возглавляет «Роскосмос», но по факту ЧП космического масштаба продолжаются. Зато налицо постоянная чехарда с проектами. Эксперт в области космонавтики Иван Моисеев называет вещи своими именами:
Подобные случаи возникают либо при спешке, либо он просто по молодости не ощутил той ответственности, которая должна быть на его рабочем месте.
Иначе говоря, вероятность того, что некий сотрудник с низкой культурой производства мог сделать ненужную дырку в обшивке, а затем, чтобы избежать нагоняя от начальника, попытался скрыть свой «косяк», банально замазав отверстие клеем, достаточно велика. Однако до получения окончательных выводов экспертных комиссий и следователей имеет право на существование и версия о возможной диверсии.
Что, если отверстие в обшивке было сделано специально?
По словам Дмитрия Рогозина,
проверяется версия земная. Но есть и другая версия, которую мы не отметаем, преднамеренное воздействие в космосе. Там несколько попыток воздействия сверлом.
Очень «удачно» получилось, что клей отвалился, и разгерметизация произошла только через два месяца после выхода на орбиту. Также «удачно», что размер отверстия не создавал опасности для гибели космонавтов, однако, событие стало широко известным на весь мир. Ни коим образом ни на что не намекая, стоит напомнить, что США сейчас активно занимаются собственной окололунной посещаемой орбитальной станцией, отдавая ей приоритет. Администрация Дональда Трампа заявила, что к 2025 году финансирование МКС американцами вообще будет прекращено. При богатом воображении можно представить, как «Дядя Сэм» заказывает слегка продырявить МКС, чтобы дискредитировать ее, как эффективный международный проект, и роль России в нем, как эксклюзивного доставщика космонавтов на ее борт.
Впрочем, предположение о низкоквалифицированном работнике, у которого руки растут не из того места, и который попытался прикрыть свой «косяк», выглядит более правдоподобными. В любом случае, ЧП на МКС должно побудить власти пересмотреть свое отношение к отечественной космической отрасли.