В «нефтяной войне» между Россией и Белоруссией произошел незримый перелом. Минск перешел к пробной закупке нефти у Норвегии, при этом пожаловался на то, что Москва препятствует ему в прокачке «черного золота» из Казахстана. Что же коренным образом изменилось на самом деле?
Внешне все выглядит, как торг хозяйствующих субъектов. Россия проводит так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли, в результате которого Белоруссия начнет получать сырье по мировым ценам. При этом отечественные НПЗ получат из бюджета компенсации, а белорусские – нет. Братская республика построила весьма успешный бизнес на переработке российского сырья, получаемого на правах союзницы со значительными скидками. Вскоре эта ситуация изменится, а президент Лукашенко пытается выбить из Кремля для своих предприятий те же условия, что и для отечественных.
Ежегодные потребности Белоруссии в нефти оцениваются в 20 миллионов тонн. Александр Григорьевич заявил о необходимости диверсификации поставок углеводородов. По его оценкам, на Россию должны приходиться только 30-40% нефти, на Украину – 30% и остальные 30% - на транзит через Прибалтику. В рамках данной программы «импортозамещения» Минск закупил 80 тысяч тонн «черного золота» у Норвегии, которая пойдет с нового месторождения через литовскую Клайпеду. Это оценивается примерно на 3 дня работы белорусских НПЗ.
Такова внешняя сторона важнейших политических процессов. Но глубинные перемены в отношениях между Россией и Белоруссией куда интереснее.
Ранее мы рассказывали о том, что проблема нефти – это завуалированный вопрос будущего Союзного государства. От выполнения своих обязательств по интеграции в рамках подписанного договора Минск старательно уклоняется, при этом пытаясь выбить из Москвы максимум преференций. Остроты проблеме прибавляло то, что Союзное государство рассматривалось Кремлем как один из вариантов для сохранения у власти Владимира Путина после окончания срока его президентских полномочий в 2024 году.
Но теперь многое изменилось. Сразу после Послания Федеральному собранию 15 января стало ясно, что в кремлевских башнях было решено пойти другим путем. В ускоренном темпе готовится переписывание Конституции РФ «под Путина», в результате которого вместо трех привычных ветвей власти появится четвертая – Государственный совет. Именно его, судя по всему, и возглавит Владимир Владимирович. Госсовет, по всей видимости, заберет себе все основные рычаги управления страной.
Решение весьма спорное, учитывая, что оно приведет к разбалансированию традиционной системы управления и появлению фактического двоевластия. В результате будет неясно, кто главнее – президент или глава Государственного совета, а обиженные ущемлением своих привилегий «элиты», давно интегрировавшиеся в привычную «вертикаль власти», могут сделать ставку уже не на Путина. Чем это может закончиться в результате активного воздействия внешних сил, представить достаточно легко. Впрочем, мы немного отвлеклись от предмета обсуждения.
Дело в том, что выбор сценария с Государственным советом снимает остроту вопроса по срокам создания реального Союзного государства. Прекрасно все понимая, президент Лукашенко активно использовал этот козырь в переговорах. Казалось бы, все, он победил, упершись. Но нет.
У отечественных олигархов по-прежнему есть виды на Белоруссию. Экономическая интеграция даст им возможность поправить свои дела за счет приватизаций и скупки предприятий союзной республики, это очевидно. Однако теперь на Минск можно давить уже без лишней спешки, «припомнив» ему прежнее упрямство. Так, президент Лукашенко заявил накануне, что Москва ему отказала в поставке нефти через свою территорию из Казахстана.
Особо деваться от России Белоруссии некуда. Нефть запросто можно купить на мировом рынке, но она просто будет дороже, а значит белорусские НПЗ станут работать себе в убыток, что несомненно скажется на отрасли в целом. Сама же Россия сможет продать высвободившуюся нефть другим желающим.