«Нефтяная война» и падение спроса на углеводороды привели к затовариванию рынка и падению цен на топливо. Например, в Европе стоимость бензина теперь ниже, чем в богатой нефтью России. Также рекордно подешевел галлон бензина и солярки в США.
Так почему же, пока американские и европейские потребители снимают сливки с дешевого автомобильного топлива, в нашей стране оно под запретом?
Вообще, вся эта ситуация с нефтью и нефтепродуктами предельно четко демонстрирует, кто в приоритете у государства, население или немногочисленные владельцы и управляющие ресурсных компаний. Следите за руками.
Не секрет, что под давлением руководства «Роснефти» в начале прошлого марта Кремль отказался продлевать сделку ОПЕК+. Тогда от нашей страны требовалось ввести квоту на добычу в 0,5 миллиона баррелей в сутки. В ответ Саудовская Аравия начала торговую войну, которая всего за шесть недель обрушила нефтяные котировки до исторических минимумов. В результате по новому соглашению, заключенному спустя полтора месяца, размер квоты для России вырос до 2,5 миллиона баррелей. Вполне возможно, что это не предел, поскольку президент Трамп заявил, что страны ОПЕК+ договорились сократить не 10, а 20 миллионов баррелей в сутки.
Результаты этого «нефтяного побоища» можно оценивать по-разному. Ладно, что сделано, то сделано. Но даже в явно негативной ситуации можно найти какие-то положительные моменты. Например, переизбыток дешевой нефти означает, что и производимые из нее нефтепродукты должны автоматически подешеветь, верно? Дешевые бензин и солярка должны пойти на пользу перевозчикам, уменьшить расходы на ГСМ аграриев и т.д. Именно это и происходит сейчас у наших западных конкурентов.
Но только не в России. Отечественные нефтяники и правительство страшно перепугались подешевевшего бензина. По некоторым расчетам, импортный бензин сейчас может стоить 28 рублей за литр. Эксперты, явно симпатизирующие крупным компаниям, хватаются за голову, считая, что это угрожает переработчикам на внутреннем рынке, той же «Роснефти», «Лукойлу» и «Газпромнефти», например. Именно поэтому правительство намерено до осени ввести запрет на ввоз в страну иностранного бензина.
Другие аналитики считают, что власти в угоду лоббистам нефтяных компаний искусственно усиливают их монопольное положение и наносят ущерб отечественным потребителям. Истинные причины того, что российский бензин не дешевеет в результате падения нефтяных котировок, состоит в так называемом «защитном» демпферном механизме. Это хитрая схема взаимодействия государства и нефтяных компаний: если внутри страны цены снижаются, то бюджет доплачивает компаниям, если же растут – бизнес платит государству.
Где в этом «междусобойчике» сейчас интересы российских потребителей, непонятно. Вместо того, чтобы оперативно реагировать на стремительно меняющуюся экономическую ситуацию, власти предпочитают оставить все как есть, откровенно в ущерб интересам собственного населения и бизнеса, которые не смогут извлечь никакой пользы из падения цен на нефть, а увидят лишь убытки. Зато мы все в конечном итоге будем вынуждены поддержать рублем «Роснефть» и другие ресурсные компании.
Большой вопрос, насколько в условиях кризиса такая социально-экономическая политика является разумной и дальновидной.