Как известно, Соединенные Штаты Америки ведут бескомпромиссную борьбу с «мировой мастерской» Китаем. Дональд Трамп устраняет торговый дисбаланс между двумя крупнейшими экономиками мира и делает это вполне успешно. Так, развивая собственный автопром, Пекин ввел повышенные ввозные пошлины на иностранные автомобили в размере 25%. В дальнейшем они были демонстративно снижены для всех импортеров до 15%, кроме американских. Но администрация Трампа свое дело знает, и Китай вынужден был пойти на понижение пошлин и для «американцев». Может ли Россия сегодня извлечь пользу из торгового противостояния двух ведущих держав?
Ответ будет, скорее, отрицательным. Дело в том, что наша страна фактически в этой торговой войне не участвует. И не потому, что гордо не считает нужным, а потому, что не может. Ну не у нас на продажу в США, КНР или Европу ничего, кроме природных ресурсов, да оружия из остатков советского ВПК. Нет ни конкурентоспособных автомобилей, ни собственных смартфонов, ни качественной одежды и обуви, ничего такого нет, что тому же Дональду Трампу стоило бы обкладывать своими ввозными пошлинами.
Наши авиалайнеры, считающиеся перспективными разработками, состоят из импортных комплектующих, то есть, отечественные сборочные цеха обеспечивают работой конвейеры, расположенные во Франции, Великобритании, США и Канаде. Наши автомобильные заводы принадлежат иностранным автогигантам, все «новейшие» модели строятся на устаревших иностранных же платформах, что, разумеется, не делает их плохими, но ровно также загружает производство запчастей в Японии и той же Франции. Отечественные «Марусся» и «Е-мобиль» закономерно закончились пшиком, вернее, гораздо более неприличным звуком.
Но почему так? Неужели страна, которая в свое время смогла произвести невероятными темпами индустриализацию, с нуля создать успешную космическую и ядерную программу, не в состоянии более производить что-то конкурентоспособное?
Представим ситуацию, когда некий активный и целеустремленный человек решил что-то этакое предпринять. Он идет в Сбербанк за стартовым капиталом. А там учреждение Германа Оскаровича Грефа предлагает ему кредит под 18%. При этом представительства того же Сбера в Европе выдает кредиты на развитие бизнеса под 4%. Надо ли продолжать?
Ну, допустим, случилось невероятное: бизнесмен сумел наладить с нуля производство чего-то полезного и даже начал получать прибыль, прикупил костюмчик получше и автомобиль. А затем к нему придут представители мафии, состоящей из конгломерата местных чиновников и силовиков, и если «коммерс» заупрямится и не захочет отдавать по дешевке дело трудов своих, его, пардон, «нагнут» за счет административного ресурса, а если и после этого упрется, то отправят в СИЗО по наскоро слепленному уголовному делу в «пресс-хату», где его снова «нагнут». В нашей стране, вот диво, процветают бизнеса только у друзей и жен чиновников и силовиков.
Можно ли что-то сделать для исправления ситуации?
Кое-что точечно делается, например, запрещено без особой нужды держать предпринимателей под следствием, создаются внутренние оффшоры, предоставляется амнистия возвращаемым в страну капиталам. Но, если честно, это порой выглядит, как работа под вполне конкретных людей, а не комплексное решение системных проблем.
Необходимо менять саму структуру российской экономики, переходя от сырьевой модели к производственной. А для этого нужна промышленная политика, которой нет. Необходимо серьезная налоговая реформа: сократить количество поборов и уменьшить их размеры. И совершенно необходимо перетряхнуть «вертикаль», насквозь прогнившую от фактической несменяемости власти. Стоит посмотреть на опыт Сингапура, где настоящее экономическое чудо сотворил Ли Куан Ю, проводивший чрезвычайно жестокую борьбу с коррупцией, начав с собственного окружения.
Тогда и только тогда Россия сможет из объекта экономической войны превратиться в ее субъекта. А пока россиянам будет небезынтересно узнать новости отечественных «контрсанкций»: мы вновь начали закупать в США птицу и яйца, в Канаде – живую птицу, а во Франции – картофель.