«Возрождение» российского авиапрома все более походит на прожектерство. Сперва государство выложило 2 миллиарда долларов за ближнемагистральный SSJ-100, который оказался коммерчески не успешным. По некоторым подсчетам, среднемагистральный МС-21 к 2025 году будет стоить свыше 7 миллиардов долларов. Причем МС-21 явно подорожает еще больше из-за того, что подпал под американские санкции. Теперь отечественные инноваторы от авиапрома грозятся сделать сверхзвуковой пассажирский лайнер «всего» за 1,6 миллиарда долларов.
Идею создать на базе стратегического бомбардировщика Ту-160 гражданский бизнес-джет высказал президент Владимир Путин. Чиновники от авиастроения немедленно взяли под козырек и подключили к работе все основные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. За прошедшие два года с момента озвучивания креативной идеи потрачено 1,37 миллиарда рублей. Всего же разработчики называют цифру в 105 миллиардов рублей за новенький сверхзвуковой бизнес-джет, т.е. 1,6 миллиарда долларов по текущему курсу. Почему же независимые эксперты считают эти обещания красивыми сказками?
Роман Гусаров, главред портала Авиа.ру, поясняет:
Это нереально. За такие деньги они не сделают самолет с нуля, к тому же надо делать еще и двигатель.
Действительно, сверхзвуковой лайнер столкнется с рядом проблем, некоторые из которых станут для него неразрешимыми:
Во-первых, для этого самолета нет экономически выгодного двигателя. Ту-160 выходят на сверхзвуковой форсаж только на короткое время. При том сгорает просто колоссальное количество топлива, а ресурс имеющихся двигателей невелик.
В СССР уже был свой сверхзвуковой лайнер Ту-144, но его сняли с эксплуатации из-за ее высокой стоимости. Формально поводом послужили две авиакатастрофы с его участием, но одна из них произошла во время испытаний нового двигателя, который советские инженеры пытались сделать более экономичным. Сегодня создание с нуля нового энергоэффективного двигателя для сверхзвукового лайнера – сложнейшая и долгосрочная задача, бюджет которой в разы может превысить заявленные 1,6 миллиарда долларов.
Во-вторых, подобный бизнес-джет может просто не найти себе рынка сбыта. Вместимость в 30 пассажиров и высокая стоимость перелета из-за большого расхода керосина делает его крайне узким в специализации. В России его смогут позволить себе только олигархи и топ-менеджеры за счет госкорпораций. Возможно, некоторое количество самолетов смогут приобрести китайские миллиардеры и арабские шейхи. Но самые перспективные американский и европейский рынки будут для лайнера закрыты, поскольку там он не пройдет сертификацию.
В итоге сверхзвуковые лайнеры станут очень дорогой игрушкой, которые будут не только создаваться на государственные средства, но и приобретаться за их счет. Все их потенциальные покупатели будут так или иначе спонсироваться за счет бюджетных субсидий. Не секрет, что американцы в свое время рассматривали возможность создания собственного сверхзвукового лайнера, но оставили эту затею. Проблема для них была не техническая, а экономическая: для таких самолетов, по их расчетам, просто не было достаточного рынка сбыта.
Так почему же государство ввязывается в очередной дорогостоящий и бесперспективный прожект? Упомянутый Роман Гусаров высказывает следующую точку зрения:
Через 9 лет людей, которые начинали проект, не будет на своих местах и спрашивать будет не с кого, а денежки пока будут осваиваться на исследовательские, научные работы.
По мнению эксперта, все причастные к проекту просто возьмут на освоение миллиарды долларов, сделают самолет, но без двигателя. После чего благополучно похоронят проект, но на ближайшие годы обеспечат себе безбедную жизнь.