Почему мы платим большие деньги за бензин при дешевой нефти
Почему мы платим большие деньги за бензин при дешевой нефти

Как и ожидалось, в России начал дорожать бензин. Стоимость тонны 95-го на бирже в Санкт-Петербурге поставила исторический максимум, достигнув потолка в 56,751 тысячи рублей по состоянию на 17 июня. После этого она несколько снизилась, судя по всему, усилиями «Роснефти». Скажем прямо, ничего удивительного в этом нет, все идет так, как и должно было идти.
В США и Европе переизбыток нефти на рынке привел к падению цен на топливо и прочие нефтепродукты. Но только не у нас. Все независимые эксперты справедливо указывают на так называемый «демпфер» как основную причину подобной кажущейся несуразицы в одной из ведущих нефтедобывающих стран мира.
Это «защитный механизм», разработанный правительством для регулирования взаимоотношений между государством и нефтяными компаниями. Если цены на топливо внутри страны растут, нефтяники доплачивают в бюджет, если падают – происходит строго наоборот. По этой причине падение цен на «черное золото» не приводит к соответствующему падению стоимости продуктов его переработки. Получается своеобразный «междусобойчик» между государством и крупным сырьевым бизнесом, а все издержки от такой политики несут на себе конечные потребители.
Но это еще ничего. Хотелось бы напомнить, что у россиян был шанс насладиться низкими ценами на импортное топливо, однако правительство наложило запрет на его поставки, о чем мы подробно рассказывали ранее. Это было сделано с декларируемой целью «защитить» отечественных нефтепереработчиков от разорения. Ладно, мы все посочувствовали проблемам олигархов, приняли заботу об их благосостоянии за наш счет как должное. Но теперь с этой «отрицательной экономикой нефтепереработки» в России получилось совсем интересно, поскольку бензин начал стремительно утекать уже из страны.
За рубежом начали постепенно отменять карантинные ограничения, и деловая активность на Западе потихоньку стала пробуждаться. Возобновляются авиаперелеты, увеличивается объем грузоперевозок, соответственно растет спрос на топливо. И тут выясняется, что продавать российское топливо за границу для НПЗ выгоднее, чем на внутренний рынок. Например, «Сургутнефтегаз» поставил в июне на отечественную биржу бензина на 22% меньше, чем годом ранее, при этом отгрузка на импорт у него выросла вдвое. «Лукойл» поставил в Россию за тот же период на 37% меньше, а за рубеж – в двадцать раз больше, «Газпром нефть» - в десять раз больше. Вот такой «нефтяной патриотизм» получается.
Единственная компания, которая как-то компенсирует дефицит, это «Роснефть», понятно, что лишь благодаря государственному участию в ней. Она за июнь увеличила свои поставки на биржу в Санкт-Петербурге на 4%. Однако общую проблему это не решает. Рост биржевых цен неминуемо приведет к повышению ценников для нас на АЗС. Вот так это все и работает. Давайте не забудем в следующий раз сокрушенно покачать головами об очередных экономических трудностях у отечественных нефтяников.
А если серьезно, то, может быть, уже пора перейти к более гибкой налоговой политике? В конечной стоимости бензина нефть составляет порядка 30%, а остальное – это налоги. Неужели граждане одной из ведущих нефтедобывающих стран не заслуживают право иметь недорогое топливо за АЗС, что благотворно сказалось бы и на общей экономической ситуации в России?

Источник

22.06.2020 15:00
Комментарии к этой новости временно закрыты.
О чем говорят
Политика и власть
Общество
Экономика и бизнес
Наука и технологии
Здоровье и красота
Новости спорта
Новости из жизни