Ситуация вокруг амбициозного польского инфраструктурного проекта получила неожиданный поворот. Напомним, что Варшава решила построить судоходный канал, разрезав поперек Куршскую, или, как ее называют в Польше, Вислинскую косу, отделяющую Калининградский залив от Балтийского моря. Из образовавшегося при работах грунта предполагалось насыпать искусственный остров площадью в 118 гектаров в польских территориальных водах в непосредственной близости от Калининграда, о чем мы рассказывали ранее.
Проблема для Варшавы заключается в следующем. После окончания Второй Мировой войны бывшая Восточная Пруссия была поделена между СССР и Польшей, к которой отошли две трети ее площади. Советский союз получил важнейший форпост в Европе, который в настоящее время является самым западным рубежом Российской Федерации и базой нашего Балтийского флота.
Так сложилось, что полякам для выхода из портового города Эльблонга необходимо проходить российские воды. В начале двухтысячных между Москвой и Варшавой был заключен договор, согласно которому проход каждого суда обходится соседям в 50 евро. Сумма, скажем прямо, невеликая, и едва ли составляла бы проблему. Однако в этом самом Эльблонге расположен штаб дивизии НАТО «Северо-Восток» и один из командных центров армии самой Польши.
Разумеется, Варшава имеет полное право по своему усмотрению размещать военную инфраструктуру на принадлежащей ей территории. Однако находится все это всего в полусотне километров от Калининграда, что не может не вызывать некоторого беспокойства в Москве. Сложно не увидеть приготовлений военного характера в желании обеспечить независимый от России доступ к Эльблонгу со стороны НАТО, и то, что искусственный остров может быть использован для гипотетической блокады Калининграда. Ранее мы рассказывали, как некий польский военный эксперт озвучивал идею лишить нашу страну доступа к Балтике угрозой применения береговых противокорабельных ракетных комплексов.
В рамках проекта Варшавы через Вислинскую косу должен быть прорыт судоходный канал, через который в обход российских территориальных вод смогут проходить корабли габаритами 100 на 20 метров с осадкой в 4 метра. Этого будет вполне достаточно для организации снабжения морским путем или эвакуации. Это удовольствие обойдется польской казне в 232 миллиона долларов, а ежегодное содержание – еще в 800 тысяч долларов. Все ради «экономии» 50 евро за транзит.
Москва уже направляла Варшаве отзывы на проект с негативной оценкой влияния его на общую для двух стран экологию Калининградского залива. Самое удивительно в этой истории то, что на сторону России встала Еврокомиссия. Брюссель потребовал от Польши остановить реализацию судоходного канала черед Вислинскую косу.
Строительство самым серьезным образом нарушит экологический баланс, поскольку кардинально изменится соленость воды в заливе. В результате пострадают редкие виды растений, рыб и птиц, занесенных в Красную книгу. Вымывание береговой линии в конечном итоге способно разрушить саму песчаную косу, превратив ее в цепочку островов. К слову, против канала выступают и местные польские власти и общественные движения, осознающие долгосрочные последствия для региона.
Означает ли негативная резолюция из самого Брюсселя, что на строительстве канала поставлен крест? Увы, это не совсем так. Эксперт по польской политике поясняет:
Первые комья земли выкапывали самые высокопоставленные представители «Права и справедливости». С лопатой засветился даже сам Ярослав Качиньский. В этом смысле это вопрос имиджа.
Если Варшава принципиально решит достраивать канал за свой счет, то даже окрики из Брюсселя не смогут ее остановить.