Пандемия коронавируса нанесла мощный удар по мировой авиационной отрасли: пострадали и ведущие авиапроизводители, и сектор воздушных перевозок. В такой ситуации у России появились шансы вернуть позиции в гражданском авиапроме, и определенные шаги в этом направлении делаются. Однако новая реформа авиастроения по рецептам А. Сердюкова грозит все это перечеркнуть.
Фигура экс-министра обороны, ныне возглавляющего ОАК и авиационный кластер «Ростеха», вызывает к себе не вполне однозначное отношение. Необходимость реформ отрасли и избавления ее от долгового бремени, исчисляемого сотнями миллиардов рублей, сомнений не вызывает. Вопрос лишь в том, какими методами это делается, и какова реальная их цель.
Военные реформы Анатолия Сердюкова оцениваются по-разному. Однозначно сказать, что все было сделано неправильно, нельзя: какую-то пользу через «оптимизацию» он Минобороны РФ принес. Но при этом был нанесен ущерб по системе подготовки кадров, которые, как известно, решают все. За период нахождения его во главе министерства из столицы было выведено более сотни учебных заведений, и это имело много негативных последствий.
Например, Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского, находившаяся в Москве в районе метро «Аэропорт», была объединена с Военно-воздушной академией имени Гагарина, которая была расположена в подмосковном Монино. После из Монино военным авиаторам было велено перебраться уже в Воронеж. Изначально в академии имени Жуковского работало 40 докторов наук и 3 сотни кандидатов. Большая часть из них отказалась перебираться из столицы в Подмосковье, устроившись на иную работу. В академии имени Гагарина работало 20 докторов и 3 сотни кандидатов наук. Уехать в еще более далекую провинцию в своей массе отказались и они. В итоге престижное образовательное учреждение оказалось обескровленным в плане профессиональных кадров.
Аналогичная судьба постигла Военную академию радиационной, химической и биологической защиты им. маршала Советского Союза Тимошенко. Сперва филиал был открыт в Калуге, а после она вся была переведена из Москвы в провинцию. Доктора и кандидаты наук также отказались в основном уезжать из столицы, а значит, уровень преподавания объективно просел. Пандемия коронавируса наглядно продемонстрировала, насколько важны стране военные специалисты в области биологической защиты.
Объяснение, зачем все это делалось, банальное. Минобороны при Сердюкове высвобождало дорогостоящую столичную землю под учебными учреждениями, которая после выставлялась на продажу под коммерческую застройку. То есть, ни о какой «оптимизации» ради повышения качества военного образования речи вообще не шло, вопрос был только в деньгах. А сейчас нечто подобное происходит и в гражданском авиастроении, курировать которое поставлен экс-министр.
Ведущие производители вертолетов, КБ «Миля» и «Камова», объединяются, штат сотрудников сокращается, а «избыточные производственные площади» высвобождаются для последующей продажи. Начат процесс объединения компаний «Сухой» и «МиГ». А несколько дней назад мы рассказывали, что, возможно, идет речь о слиянии «Туполева» и «Ильюшина». «Излишние» производственные площади будут ликвидированы, а земли под ними пойдут на продажу. «Лишних» специалистов также сократят, а прочие уйдут на вольные хлеба сами, поскольку из Москвы объединенные КБ переедут в Национальный центр авиастроения, что в подмосковном Жуковском.
Получается, что ради дорогой столичной земли по факту уничтожается кадровый состав, который должен работать на восстановление отечественного авиастроения. Можно не сомневаться, что наши «мозги» в итоге утекут в какие-то другие корпорации, скорее всего, зарубежные. Отметим, что при слиянии разных КБ устраняется наше традиционное преимущество в виде внутренней конкуренции между проектами. Вот такая вот «оптимизация» по рецептам Сердюкова.