Пандемия коронавируса нанесла страшный удар не только по бизнесу авиаперевозчиков, но и по ведущим мировым авиапроизводителям – Boeing, Airbus и Embraer. Выручка западных гигантов уже упала в разы, и это может продлиться еще несколько лет. К сожалению, данные события негативно скажутся и на нашей стране. Что же произошло?
До прихода COVID-19 общий мировой авиапарк составлял почти 27 тысяч лайнеров, а их суммарные продажи в 2019 году оценивались в рекордные 80 миллиардов долларов. Коронавирус и связанные с ним ограничения причинили страшный ущерб огромной отрасли. Подсчитано, что в следующем году в воздух поднимутся не более 20 тысяч самолетов, а остальные окажутся невостребованными. Эксперты утверждают, что в ближайшие годы образуется «излишек» авиалайнеров, исчисляемых тысячами.
Представитель компании Qatar Airways, одного из крупнейших авиаперевозчиков в мире, заявил:
Мы уже предупредили компании Boeing и Airbus, что мы не будем брать никаких самолетов в этом году и в следующем. Самолеты, которые мы собирались получить в течение следующих двух-трех лет, теперь мы откладываем их доставку на восемь-десять лет.
Их можно понять: по прогнозам, совокупная выручка авиатранспортных компаний до конца 2020 года уменьшится в два раза по сравнению с годом предыдущим. Бизнес вынужден снижать издержки, что делает за счет сокращения программы покупки новых лайнеров. Из-за вынужденного простоя компаниям-перевозчикам оказалось выгоднее массово заниматься «каннибилизацией», пускать на запчасти для ремонта нелетающие самолеты.
Это очень плохие новости для крупнейших авиапроизводителей. По оценкам агентства Reuters, продажи новых лайнеров упадут до конца года до 20 миллиардов долларов, то есть, в четыре раза. Пострадают не только упомянутые Boeing и Airbus, но и огромное количество смежных предприятий, поставляющих комплектующие для конвейера и оказывающих сервисное обслуживание. Среди них такие гиганты, как General Electric, Raytheon Technologies, Rolls-Royce Holdings и другие. По подсчетам аналитиков, они могут потерять три четверти своей выручки.
К сожалению, просто так позлорадствовать над проблемами западных корпораций не получится. Россия также участвует в этой производственной цепочке на самом низовом, сырьевом звене. Поставки российского титана удовлетворяют потребности Embraer на 100%, Airbus – на 65% и Boeing – на 35%. Осенью запланирована приостановка производства у компании «ВСМПО-Ависма», крупнейшего отечественного производителя титана. По словам ее представителя, остановка может быть выгоднее, чем работа «на малой загрузке».
Эксперты указывают, что «ВСМПО-Ависма» может оказаться вынужденной даже сократить свою инвестиционную программу и начать занимать средства для обеспечения стабильности финансового состояния.