От «Орлана» до «Буяна»: будущее ВМС РФ за малыми кораблями?
От «Орлана» до «Буяна»: будущее ВМС РФ за малыми кораблями?

Месяц назад в нашей стране состоялся парад в честь Дня Военно-морского флота России. В городе на Неве строем прошли фрегат «Адмирал флота Касатонов», большой десантный корабль «Петр Моргунов», субмарина «Петропавловск-Камчатский» и другие. Все было очень симпатично, но заставляет задуматься о векторе дальнейшего развития российских ВМС.
Огромные размеры нашей страны являются большим достоинством, но и одновременно недостатком. Для охраны морских границ приходится содержать одновременно четыре флота и одну флотилию. Из-за этого наш ВМС по численности и возможностям серьезно уступает региональным игрокам. Например, японский флот превосходит наш Тихоокеанский, а турецкий – ЧМФ РФ. НАТО же явно доминирует на Балтике. При этом надводная компонента российского военно-морского флота за десятилетия «реформ» очень сократилась, и только в последние годы началось видимое восстановление. Ключевой вопрос – в каком направлении должны развиваться наши ВМС, какие перед ним должны стоять задачи?
Вполне очевидно, что в обозримом будущем в России своих авианосцев не появится. Строить их негде, не на что и особо незачем, поскольку внешняя политика Москвы не подразумевает необходимости отправки карательных рейдов для усмирения аборигенов «гуманитарными бомбардировками». Единственный отечественный авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», не выходящий из состояния перманентного ремонта, можно смело брать за скобки. В лучшем случае ему уготована судьба учебного корабля для тренировок пилотов морской авиации.
С кораблями, способными действовать в дальней морской зоне, у нас серьезные проблемы. Программа строительства эсминца с ядерной силовой установкой «Лидер» заморожена. После разрыва производственных связей с Украиной возникли сложности с силовыми установками для фрегатов. Сообщалось о том, что проект фрегата «супер-Горшков» также взят на паузу, но после появились сведения, что работы над ним все же продолжаются. Остается надеяться, что этот перспективный боевой корабль через несколько лет будет спущен на воду.
До тех пор имеет смысл обратиться к советскому наследию. России досталось в наследство от СССР 4 тяжелых атомных крейсера проекта «Орлан». «Петр Великий» служит флагманом Северного флота. Второй корабль серии, «Адмирал Нахимов», проходит глубокую модернизацию. «Адмирал Ушаков» вернуть в строй не представляется возможным, но последнего, «Адмирала Лазарева», еще можно восстановить. Крейсер находится на Дальнем Востоке, и в случае прохождения капитального ремонта, он мог бы возглавить Тихоокеанский флот, о чем мы подробно рассказывали ранее. Появление такого мощного корабля в составе соединения резко повысит его устойчивость и боевые возможности.
Наконец, с развитием ракетного вооружения по-новому можно взглянуть на малые корабли проекта 21631 «Буян-М». В дальнюю морскую зону с ними не полезешь, но, находясь в ближней, они способны наносить эффективные удары крылатыми ракетами «Калибр», а в перспективе - и гиперзвуковыми «Цирконами». Построено уже 9 таких судов, запланировано еще 3. С задачей охраны морских границ они прекрасно справятся, при этом по факту способны на многое большее.
Вообще, превращение в ударную силу малых судов является очень интересным направлением. В США, например, рассматривают возможность создания беспилотных корабликов, представляющих собой набитую ракетами плавучую «обойму». В России ведутся работы по установке стандартизированных пусковых контейнеров с ракетами на суда разных классов: от катеров и корветов до патрульных кораблей и ледоколов. Будучи объединенными в единую сетецентрическую группировку, такой «москитный флот», оснащенный самыми современными ракетами, становится очень серьезным аргументом.

Источник

17.08.2020 18:10
Комментарии к этой новости временно закрыты.
О чем говорят
Политика и власть
Общество
Экономика и бизнес
Наука и технологии
Здоровье и красота
Новости спорта
Новости из жизни