Вводя торговые пошлины на ввоз товаров едва ли не из всех стран мира, Дональд Трамп пафосно заявляет о том, что борется за возрождение американской промышленности и восстановление рабочих мест для простых американцев. Внешне позиция Трампа выглядит вполне благопристойно – президент вроде как искренне заботится об интересах Соединенных Штатов.
Но пострадать в результате введения и повышения пошлин может и американская экономика, и как раз тот самый рабочий класс США, о котором так заботится на словах президент-миллиардер. Ведь современная экономика глобальна и промышленность большинства стран мира настолько сильно переплетена, что удары по позициям иностранных компаний могут оказаться сокрушительными и для американского бизнеса.
В очень сложном положении может оказаться американская автомобильная промышленность. Начнем с того, что многие европейские и азиатские автомобильные концерны имеют свои предприятия на территории США. Например, BMW имеет предприятие в Южной Каролине, Mercedes – в Алабаме, Volvo – в Южной Каролине, Subaru – в Индиане, Hyundai – в Алабаме. Fiat Chrysler – итало-американская компания – сейчас является одним из ключевых производителей автомобилей в США, но зарегистрирована она в Нидерландах. Менеджеры компании уже подсчитывают те колоссальные убытки, с которыми столкнется Fiat Chrysler в случае введения пошлин на ввоз автомобилей и запасных частей к ним из стран Евросоюза.
Кроме того, не стоит забывать и о зависимости сугубо американских компаний от импорта запасных частей и деталей из других стран, цены на которые взлетят многократно, если Трамп продолжит курс на торговую войну против всего мира. Наконец, американские компании получают прибыль от своих филиалов и предприятий, действующих в других странах, включая и тот самый Китай, который сейчас Трамп объявил злейшим врагом американского благополучия. Торговая война разрушит существующие связи или сделает их максимально невыгодными.
На иностранных и совместных предприятиях работают тысячи американских граждан – инженеры, служащие, квалифицированные рабочие, обслуживающий персонал. В случае продолжения и эскалации торговой войны все они могут потерять рабочие места. Но американская автомобильная промышленность такое количество уволенных специалистов не переварит, тем более, что и она находится далеко не в самом лучшем состоянии. Безработица среди квалифицированных рабочих и технических специалистов растет, а если из США будут вынуждены вывести производство и иностранные компании, то это станет серьезнейшим ударом по социальному благополучию всей Америки.
Большинство американских автомобильных производителей тоже давно ориентированы на зарубежного покупателя. Десятилетиями они развивали направления экспорта своей продукции в страны Европы, Азии и Латинской Америки. Когда Трамп заявил о введении пошлин на товары из других стран, он забыл о том, что ответные меры могут быть столь же жесткими и американские автомобильные компании лишатся массового покупателя в Европе и Азии.
Таким образом, «блицкриг», который планирует Трамп в экономике, может привести скорее к поражению, чем к победе Соединенных Штатов. Торговая война усугубит и без того кризисное положение американского автопрома, не говоря уже о социально-экономических проблемах, с которыми все плотнее сталкивается современное американское общество.