В резко обострившемся в начале нынешнего года противостоянии между Белоруссией и Россией по вопросам поставок энергоносителей наконец-то произошли первые позитивные сдвиги. Как стало известно, представителями двух стран подписан протокол о компенсации за поставки так называемой «грязной нефти», прошлогоднее попадание которой в трубопровод «Дружба» изрядно подпортило дружбу между Минском и Москвой. Александр Лукашенко добился выполнения одной из основных своих претензий в «нефтяном вопросе». Чего ожидать теперь? Будет ли наша страна и дальше идти на уступки и если да, то как их стоит расценивать: признать безоговорочной капитуляцией перед сумевшим все-таки «выдавить» свое союзником или взвешенными и разумными шагами, которые должны привести к позитивным результатам в будущем?
Прежде чем начать разбираться в этом достаточно непростом и неоднозначном вопросе, следует обозначить главный момент. Белоруссия ни в коем случае не является и не должна являться для России противником, страной, разговор с которой может вестись с позиции силы. Вопрос создания Союзного государства, как бы этого не хотелось очень многим силам в нашем мире, с повестки дня вовсе не снят. Перечеркивать ни общую историю, ни все то, что объединяет нас сейчас, никто не собирается. Однако и продолжать практику изрядно отдающей предельным цинизмом «дружбы за интерес», поощрением которой, надо признать, довольно долго грешила наша страна (и далеко не только с Минском) тоже ни в коем случае недопустимо.
В среде заядлых картежников бытует поверье относительно того, что если за игрой долго и шумно плакаться на собственное бедственное положение, повезти должно непременно – мол, «карта слезу любит». Похоже, многие «первые лица» Белоруссии, стоит лишь зайти разговору о российских поставках энергоносителей, вспоминают именно этот принцип и принимаются рыдать и стенать на зависть прожженным игрокам. Глава тамошнего МИД Владимир Макей, к примеру, оценил «падение экспорта нефтепродуктов из страны в 2019 году» в более, чем 2 с половиной миллиарда долларов. Виноваты российский «налоговый маневр» и все та же «грязная нефть». Внес свою лепту в «давлении на жалость» и лично Александр Григорьевич. По его первоначальному утверждению «от уменьшения таможенной пошлины по нефти» страна будет терять по 300 миллионов долларов в год! Впрочем, чуть погодя президент призадумался, перемножил какие-то одному ему ведомые величины на то количество «черного золота», которое наша страна готова поставить Белоруссии в нынешнем году и сумма «убытка» моментально взлетела уже до 420-430 миллионов. Кто больше, господа, кто жалобнее?! Никто не спорит – определенные убытки в результате загрязнения «Дружбы» хлором понесли и белорусские НПЗ и вся нефтяная отрасль страны в целом, однако должен же быть предел у претензий? Желательно – разумный.
На самом деле, по имеющейся на настоящий момент информации, компенсация за некондиционную нефть, угодившую в трубы осуществляться будет из расчета 15 долларов за баррель – то есть, на уровне пострадавших от той же самой проблемы контрагентов «Транснефти» из Польши, Словакии, Чехии, Венгрии. Во всяком случае, так утверждает заместитель председателя государственного концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов. По его словам, вся полученная после «окончательного установления и подтверждения компенсационных выплат» сумма будет перечислена Мозырскому НПЗ – как наиболее пострадавшему предприятию белорусской «нефтянки». Теперь на очереди два не менее болезненных для Минска вопроса, за счет решения которых там стремятся хоть как-то сократить собственные финансовые потери. Прежде всего – это цена транзита. Пока что мнения по ее размеру расходятся в разы – белорусская сторона «загнула» повышение тарифа на транспортировку российской нефти в 2020 году, насколько известно на целых 16,6%. Подобное рвение вполне закономерно натолкнулось на полнейшее непонимание с российской стороны, прежде всего, в лице отечественной Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Тариф с 1 февраля был увеличен только на 6,6%, однако, Минск, судя по всему, надежды не теряет. Добавим сюда еще и столь немилые Лукашенко вопросы «премиальных» для российских компаний. Удастся ли договориться по ним?
С другой стороны, последствия затеянной Минском из-за стремления и дальше получать российские энергоносители едва ли не даром «нефтяной войны» могут оказаться для белорусской экономики куда плачевнее любых «налоговых маневров». Только лишь за месяц этого нелепого противостояния – январе нынешнего года валютные депозиты населения и предприятий, а также валютные резервы Белоруссии сократились на полмиллиарда долларов с лишним. Главная причина заключается в снижении доходов НПЗ и бюджета страны в целом от традиционно щедро подпитывавшего его экспорта нефтепродуктов, как назло совпавших с необходимостью погашения государственного долга в значительных объемах. Все неоднократно делавшиеся Минском заявления относительно «поиска альтернатив российским поставкам энергоносителей» оказались полнейшим блефом, либо свелись к заключению сделок, совершенно невыгодных с коммерческой точки зрения. На этом вопросе следует остановиться несколько подробнее. Утверждать, что желающих поставлять «черное золото» в Белоруссию не имеется, было бы в корне неверно. Как раз наоборот. Чего стоит одна только инициатива Тегерана, в нынешних условиях готового сбывать свою нефть, извините за выражение, хоть черту лысому! Во всяком случае, посол Ирана в Минске Саид Яри однозначно заявил, что его страна готова не просто продавать свои энергоносители белорусам «по самым приемлемым ценам, даже ниже мировых котировок». Однако тут есть два очень важных момента.
Во-первых, пойдя на сделку с Тегераном, Александр Григорьевич не только перечеркнет все собственные титанические усилия по налаживанию хоть каких-то отношений с Вашингтоном, о важности которых он же сам и распинался, но и прямиком загонит свою страну под жесточайшие санкции США. Ну, а во-вторых, все тот же, крайне болезненный для Минска вопрос транспортировки сырья и его конечной цены. Кто только не раздавал щедрые авансы относительно собственной готовности наладить транзит нефти для Белоруссии: Латвия предлагала запустить в реверсном режиме нефтепровод Вентспилс – Новополоцк, Украина (куда ж без нее?!) пыталась влезть со своей «трубой» Одесса — Броды... Ближе всех к обеспечению Минска «черным золотом» подошла Литва. Именно через нее должны осуществляться поставки по единственным двум реальным нефтяным контрактам, на сегодня заключенным белорусской стороной – 80 с лишним тысячам тонн норвежского сырья, закупленного «Белнефтехимом» в прошлом месяце и вдвое большим количеством нефти... российской, приобретенной «на открытых торгах». Однако та же норвежская нефть с учетом ее перевалки и доставки по железной дороге, выйдет белорусам дороже российской, как минимум, на 100 долларов за тонну. С нашим сырьем, которое опять-таки будет перевалено в Клайпеде и поедет на Мозырский НПЗ по «железке», ситуация будет в точности такая же. Озвученное Лукашенко стремление приобретать «азербайджанскую, саудовскую, норвежскую, американскую, не важно, какую нефть по мировым ценам» означает только лишь упертое желание покупать дороже, чем предлагает Россия.
Вернемся на несколько лет назад... Если кто запамятовал, действовавшие до нынешнего времени «райские» условия поставок энергоносителей Лукашенко «выдавил» из Москвы в 2017 году, когда наша страна после очередного, до боли напоминающего теперешнее «обострения отношений» обязалась отпускать Минску по 18 миллионов тонн нефти на самых, что ни на есть льготных условиях. Практически, беспошлинно. Более того, экспортные пошлины от еще 6 миллионов тонн «черного золота» шли в бюджет Минска (так называемая «перетаможка» именно в этом и заключалась). Вот отсюда – и разговоры о «белорусских Эмиратах». Ведь доходы от экспорта продаваемых по демпинговым ценам нефтепродуктов обеспечили, к примеру, в прошлом году, наполнение госбюджета страны на четверть! В абсолютных цифрах можно говорить о более 3 миллиардах долларов, которые Москва, фактически, «подарила» Минску в 2018 году. Эдакая «райская жизнь» должна была продолжаться, как минимум до 2024 года. Однако при этом параллельно планировался и процесс максимальной взаимной интеграции двух государств, в том числе и их экономик. А вот как раз с этим вышла заминка, чем дальше, тем больше перераставшая в категорическое нежелание белорусской стороны делать реальные шаги к дальнейшему сближению. Вдобавок, в Москве наконец пришли к пониманию того, что такая вот безмерно щедрая дружба обходится казне и стране как-то слишком уж дороговато. Возникла идея «налогового маневра», в результате реализации которой «нефтяная субсидия» для Минска к 2024 году должна была сойти на «нет», а цена «черного золота» и вправду стать мировой, а не меньшей таковой на 75-80 долларов, как сегодня.
Однако приходится признать: на нынешнем этапе предельно жесткая позиция «закручивания гаек» или, вернее – кранов относительно Белоруссии может «аукнуться» России достаточно неприятными последствиями, причем очень масштабными и долговременными. Одно только прекращение транзита энергоносителей через «Дружбу» ударит по нашему экспорту весьма болезненно. Переживем, конечно же! Найдем обходные маршруты, иные пути... Но все это непредвиденные затраты денег и времени, а то и сорванные контракты. Опять же, рынок самой Белоруссии терять тоже как-то не с руки. Впрочем, сугубо экономические моменты тут вовсе не на первом месте. Скорее уж, главную роль при принятии окончательных решений в Кремле играть будут вопросы геополитики. «Уйти на Запад», как он грозится время от времени, Минск конечно же не сможет, как бы ни пытался. При живом и здравствующем Александре Григорьевиче – так точно. И дай бог Лукашенко здравия и долгих лет, поскольку для Москвы, скорее всего, его уход от власти ничего хорошего означать не будет. Во всяком случае, если произойдет он в том формате, на который сегодня вполне явственно нацелился Запад. Получить у себя под боком новый «майдан», новых «небратьев» и беснующихся националистов, рвущихся в бой – это России категорически не нужно. А ведь обрушение белорусской экономики, до которого «батька» того и гляди, доиграется, продолжая свои нефтяные авантюры, вполне может привести к реализации именно такого сценария. Белоруссию уже сейчас начинают «раскачивать», очевидно, готовясь устроить там новую попытку «цветной революции» после назначенных на нынешний год президентских выборов.
Играть на руку тем, кто раздувает сегодня в братской нам стране русофобские настроения с вполне конкретными целями, усугубляя проблемы белорусов резким ухудшением уровня жизни, было бы недальновидно и даже, скорее, глупо. Выполнять все до единого требования Александра Григорьевича, сколько бы он их не выдвинул? Уверен, так тоже не будет. По всей видимости, в Кремле решили занять сдержанную и взвешенную позицию, направленную на постепенную трансформацию экономических отношений с Белоруссией и недопущение там социальных и политических катаклизмов.