Советник президента США по вопросам национальной безопасности Роберт О'Брайен сделал накануне достаточно интригующее заявление. По его словам, Вашингтон и Москва должны в самом скором времени «начать переговоры по контролю над вооружениями и по ядерным вопросам».
О чем в данном случае может идти речь? Неужели Соединенные Штаты все-таки решили спасти важнейший договор СНВ-3? Или же там планируют снова завести дискуссию в тупик, демонстрируя показное «миролюбие» лишь на словах? Кроме того, не станет ли данная инициатива лишь еще одной «дымовой завесой», под которой американская сторона пытается замаскировать собственные агрессивные планы, не имеющие ничего общего с хотя бы минимальной нормализацией отношений между нашими странами?
Все дело в том, что наша страна призывает к началу совместной работы над продлением заключенного в 2010 году сроком на 10 лет президентами России и США (на тот момент – Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой) Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений уже достаточно давно. Владимир Путин неоднократно подчеркивал в своих выступлениях – Москва готова поставить подпись под протоколом о продлении соглашения еще на пять лет (что изначально предусмотрено его параметрами), практически, в любую секунду. Вернее, как только свое твердое намерение подписаться под таковым подтвердят на соответствующем уровне в Вашингтоне. В противном случае, если и дальше вокруг СНВ-3 будут продолжаться пустые разговоры в стиле переливания из пустого в порожнее, его срок действия автоматически истечет 1 января 2021 года. Тогда, по словам Владимира Владимировича, «в мире не останется вообще ничего, что сдерживало бы гонку вооружений». Понятно ведь, что крах каждого нового ограничительного международного правового акта подталкивает человечество к грани самоуничтожения. Тем не менее, нынешнее руководство Соединенных Штатов «в принципе не против» тех сдерживающих механизмов, которые были заложены в 2010 году (прежде всего – ограничение количества основных носителей ядерных боезарядов, таких, как баллистические ракеты, подводные лодки, стратегические бомбардировщики), но хочет их «подкорректировать» и «осовременить». При этом нет никаких сомнений в том, что основное внимание здесь будет уделено тем видам вооружений, в которых США более, чем серьезно, отстают сегодня от нашей страны. Тому же гиперзвуковому оружию – в первую очередь.
Есть сильнейшее подозрение, что таким образом Вашингтон попытается изменить положение в свою пользу, попытавшись остановить развитие пугающего его российского оружия, а то и вовсе подведя его под запрет. Однако и это еще не все. Основным, пожалуй, камнем преткновения на пути к продлению действия СНВ-3 (что было бы наиболее простым, разумным и достижимым путем) является желание американской стороны пересмотреть его путем увеличения числа участников. В виду имеется, понятное дело, Китай, который сегодня в Соединенных Штатах рассматривают в качестве угрозы собственным «национальной безопасности» и «жизненным интересам». Причем кое-кто в высших эшелонах тамошней власти оценивает Пекин как противника намного более опасного, чем Москва. Ситуация усугубляется к тому же прямо-таки маниакальным стремлением войти в историю под именем «победителя Поднебесной», которым, очень на то похоже, одержим нынешний глава Белого Дома Дональд Трамп. Торговую войну против китайских товарищей он развязал и ведет с упорством, достойным лучшего применения. Но если удастся еще и затормозить стремительный рост их военного потенциала! Надо отметить, в КНР прекрасно понимают, к чему клонят в Вашингтоне, разглагольствуя об «изменившихся мировых реалиях» и острой необходимости привлечь к новому СНВ еще и Пекин. Подобные поползновения там отвергаются, что называется, с порога, причем в совершенно категорической и безапелляционной форме. Позиция китайской стороны предельно проста и, надо признать, совершенно не лишена логики: «У нас ядерного оружия меньше всех! Пусть американцы сначала урежут свои арсеналы до нашего уровня, а потом уж будет о чем говорить!»
Имеются и другие признаки того, что США, ведя речи о «диалоге» и «ограничениях», совершенно не собираются действовать таким образом на практике. Пентагон прилагает все усилия для того, чтобы не просто «держать порох сухим», а увеличить запасы этого самого пороха до максимально возможных пределов. На днях американцами был осуществлен очередной испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III, согласно официальным заявлениям – вполне успешный. При этом в военном ведомстве США заверили, что данное действие «не связано ни с какими текущими событиями в мире». Может, оно и так, вот только в последнее время «старушки» Minuteman покидают свои шахты и взмывают в небо все чаще. Есть определенные основания полагать, что армия США готовится к перевооружению на более совершенные МБР, а пока что проверяет – насколько боеспособны те средства доставки, с которыми придется до него «дотягивать». О том, что у кого-то в Пентагоне бродят в голове мысли по поводу возможного боевого применения этих ракет, и думать не хочется. В то же самое время, Министерство обороны США сделало еще одно заявление, категорически не вяжущееся с транслируемыми Белым Домом «миролюбивыми намерениями». Речь об оснащении баллистических ракет подводных лодок атомного ракетного базирования (ПЛАРБ) новыми ядерными боеголовками малой мощности W76-2. Ну, насколько их мощность мала, еще стоит отдельно разобраться. В любом случае, факт сам по себе весьма показательный и достаточно неприятный.
Более всего в данной ситуации волнует то, что в официальном сообщении, посвященном этому вопросу, заместитель министра обороны США по вопросам политики Джон Руд особо подчеркнул – оснащение подлодок новыми боеголовками проведено в рамках «противодействия России». После этого как-то довольно сомнительно звучат разговоры о том, что соединенные Штаты собираются что-то там «контролировать» и, тем более, «разоружаться». Да и остальные действия Вашингтона в той же оборонной сфере свидетельствуют совершенно об обратном. Недавнее заключение Пентагоном нового контракта в 34 миллиарда долларов с Lockheed Martin на производство и поставку 478 многофункциональных истребителей-бомбардировщиков F-35, 291 из которых должен пополнить непосредственно летный парк ВВС США. Договор, подписанный военными с другой компанией – Northrop Grumman Systems Corp, на 13 с лишним миллионов долларов уже на разработку систем перехвата в верхних слоях атмосферы гиперзвуковых ракет. Перевооружение стратегических бомбардировщиков В-52Н на новые, еще более смертоносные ядерные крылатые ракеты, выполненные с использованием стелс-технологий... Как-то все это не слишком похоже на действия государства, не собирающегося развивать собственные наступательные вооружения и готового обеспечить над ними международный контроль, вы не находите? Самое интересное, что по мнению многих военных экспертов, разорвав СНВ-3, Соединенные Штаты, по сути дела, «перехитрят» прежде всего сами себя. Ведь таким образом они полностью лишатся последних рычагов контроля за развитием наиболее мощных видов вооружений в России. А такие возможности – далеко не пустой звук. Только в прошлом году американцы, используя их, провели около двух десятков инспекционных поездок по частям армии России, в том числе - и РВСН. В случае краха договора их туда больше и на порог не пустят...
И в Пентагоне, и в Госдепе хватает тех, кто как раз эти моменты понимает прекрасно, и перспективу непродления СНВ-3 отнюдь не приветствует, исходя как раз из чисто эгоистичных соображений – мол, нам же хуже будет. «Что там русские напридумывают, мы и знать не будем, пока оно нам на голову не спикирует!» – есть среди генералов и политиков США те, кто мыслит именно в таком ключе. Тем не менее, тот же Роберт О'Брайен, вещавший о грядущих переговорах, к концу своего выступления снова сбился на обычную для представителей Белого Дома воинственную и угрожающую антироссийскую риторику, обвинив нашу страну в «разжигании тлеющих конфликтов» чуть ли не по всему миру, ну, и, конечно же, в «угрозе национальным интересам США». После чего подчеркнул:
Мы твердо намерены осуществлять противостояние Москве везде, где нам это понадобится, в особенности, в тех регионах, где Кремль ведет свою авантюрную политику...
Вслед за этим, между прочим, последовали более, чем конкретные ультиматумы. Советник Дональда Трампа объявил о том, что в случае, если Россия «не прекратит в Венесуэле поддержку диктатора Мадуро», то против нашей «Роснефти» будут введены жесткие санкции. Также О'Брайен вполне четко обрисовал дальнейшие перспективы поддержки Вашингтоном Киева, подчеркнув, что туда и далее будет поступать «летальное вооружение для защиты от российской агрессии в Крыму и на Донбассе». Право слово, после этих двух пассажей разговоры господина советника о «необходимости налаживания диалога с Москвой» остается расценивать либо как дурную шутку, либо как попытку весьма утонченного издевательства. Скорее всего, именно так их и следует воспринимать.