Как у нас в России принято говорить, нет худа без добра. Ранее мы рассказывали, что Соединенные Штаты Америки ввели санкции в отношении проекта российского авиалайнера МС-21, а за несколько дней до того – запрет на поставку «Суперджетов» в Иран. Причиной стало большое количество комплектующих иностранного производства в этих самолетах. Сейчас, когда эмоции немного улеглись, можно попробовать взвешенно подойти к ситуации, сложившейся вокруг МС-21.
О чем же может свидетельствовать введение санкций США против этого перспективного лайнера? МС-21 должен составить конкуренцию продукции корпорациям Boeing и Airbus, а также китайской Commercial Aircraft Corporation of China. И российская новинка вполне способна это сделать, поскольку на ней должны были применить как минимум два отечественных технологических прорыва:
Во-первых, речь идет о пресловутых композитных крыльях. Компания «Иркут» решила пойти инновационным путем, создав такую гигантскую деталь, как крыло самолета, так называемым неавтоклавным способом. Для этого в качестве консультантов были привлечены американские, австрийские, французские и испанские компании, имеющие соответствующие компетенции. И сложная многолетняя работа увенчалась успехом. России удалось совершить настоящий прорыв в авиастроении на лайнере МС-21, в то время как Boeing и Airbus используют технологии вчерашнего дня.
Во-вторых, санкции Минфина США были введены буквально сразу после того, как было сообщено, что уже в этом году на МС-21 будут установлены новейшие авиадвигатели ПД-14, и начнется их тестирование. Силовые установки ПД-14 также можно считать прорывом, поскольку это первый авиадвигатель, разработанный в современной Российской Федерации. Напомним, что, согласно первоначальному проекту, МС-21 должны были взлететь с американскими двигателями компании Pratt & Whitney.
А теперь поговорим о плохом. Проблема авиалайнера в том, что вся его инновационность, касающаяся крыльев, строится на использовании импортных материалов. В частности, речь идет об армирующих волокнах UD IMS65 японской компании Teijin. Продукция этой компании столь высокого качества, что заняла половину всего мирового рынка, и даже США предпочитают закупать ее в Японии. Запрет на ее поставку, а также волокна американской компании Hexcel способен обнулить в одночасье результат многих лет работы целой команды российских инженеров.
В настоящее время чиновники от авиастроения судорожно ищут решения, то предлагая перейти от композитов на металл, то обещая оперативно создать в России аналог Teijin. Самое примечательное, что, если верить госкорпорации Роснано, работы в этом направлении должны были вестись аж с 2009 года в рамках проекта «Препрег-СКМ». Ведомство Чубайса занимается разработкой «нанонаполненных и наномодифицированных препрегов на основе углеродных волокон», которые будут применяться для создания «корпусов летательных аппаратов». Однако пока не видно, чтобы Анатолий Борисович весь в белом пришел в правительство и гордо бросил на стол перед Медведевым готовую технологию производства качественных отечественных композитов.
Впрочем, все это лирика. У американских санкций есть и своя положительная сторона: если власти решат пойти путем импортозамещения, а не перехода на металл в создании крыльев для МС-21, то в конечном итоге в России может появиться свое собственное высокотехнологичное производство. При условии, что этим будет заниматься не Роснано.
Вторым неочевидным плюсом будет тот факт, что Япония по сути усилила санкции против нашей страны, и это дает полное право Кремлю без потери лица отказать Токио в неких договоренностях по Курилам, если верны мрачные предположения о том, что таковые были.