Строительство Крымского моста постепенно выходит на финишную прямую. Следующим российским мега-проектом может стать Сахалинский мост. При этом он рискует по цене выйти в несколько раз дороже, чем переправа через Керченский пролив. Уже сейчас его стоимость оценивается в 540 миллиардов рублей. Железнодорожные строители сообщают:
В случае принятия правительством положительного решения начало работ намечено на 2021 год
Железнодорожный мост может быть возведен в Татарском проливе с самом узком его месте и стать частью железной дороги от Хабаровского края до сахалинского поселка Ныш. Необходимость строительства перехода экономически оправданна из-за высокой стоимости логистики. Однако эксперты предлагают и более бюджетные варианты соединения острова и материка – подводным туннелем или дамбой.
Соединить Сахалин с материком дамбой предлагали еще во времена Российской империи, но проект не заинтересовал власти. Построить подводный тоннель под Татарским проливом планировал еще Иосиф Виссарионович, но после смерти Сталина проект также быстро свернули. О целесообразности соединения Сахалина с континентальной частью России железнодорожным мостом начали говорить в девяностых. В 2013 году Дмитрий Медведев дал поручение проработать все варианты: мост, подводный тоннель и насыпную дамбу с судоходным каналом.
Само по себе строительство моста будет чрезвычайно дорогим удовольствием. Мостовой переход будет стоить минимум 252,8 миллиардов рублей. Остальные миллиарды из 540-ка пойдут на строительство железнодорожных подъездных путей. Сверху надо накинуть еще 90 миллиардов на модернизацию инфраструктуры собственно Сахалина. Батон нарезного хлеба на острове самый дорогой в стране, но плата за снижение его цены будет весьма высока. Эксперты считают, что потенциал у этого проекта есть лишь в случае соединения Сахалина мостом с японским Хоккайдо. Тогда Япония получит выход на Транссибирскую магистраль и сможет отправить часть своего грузопотока в Европу не морем, а сухопутным путем. Таким образом, Сахалин и Дальний Восток России получат серьезный стимул развития.
Гораздо интереснее налогоплательщикам может быть проект дамбы через Татарский пролив, который превратит Сахалин из острова в полуостров. Депутат Думы г. Владивостока Александр Приходько подсчитал, что строительство насыпной дамбы обойдется бюджету всего в 95 миллиардов рублей, а долгосрочный экономический эффект может быть оценен в 1,9 триллиона рублей.
Более того, появление дамбы в Татарском проливе приведет к тому, что холодное течение уйдет в Тихий океан с севера, что даст невероятный климатический результат. Морские порты Совгавань, Де-Кастри, Ванино станут незамерзающими! А сам полуостров Сахалин, Приморье и Хабаровский край могут зарасти пальмами благодаря неизбежному потеплению. Последствия улучшения климата Дальнего Востока еще предстоит просчитать, но перспективы открываются невероятные.