С момента присоединения Крыма к России прошло уже почти пять лет. Жители полуострова выбрали «родную гавань», за что получили международные санкции, водную и энергетическую блокаду, рост цен. Официальная пропаганда уверяла, что достаточно будет дождаться постройки Крымского моста, и тогда все наладится. Мост практически построен, его автомобильная часть функционирует, грузовой транспорт активно снует по нему в обе стороны, однако, заметного улучшения жизни крымчан после этого не произошло. Скорее, наоборот.
Согласно данным Крымской статистики, за прошедший год продовольственные товары на полуострове подорожали на 6,7%, непродовольственные - на 3,6%, уровень инфляции составил 5,5%. Выросли в цене моторное топливо, автомобили, медикаменты, табачные изделия, мясо и птица, картофель, куриные яйца, консервы, хлеб и прочие важные продукты. Но почему же после запуска Крымского моста не произошло снижение цен? Прямой мостовой переход до Кубани ускоряет и удешевляет доставку, что не может не сказаться положительно на конечной цене товаров на прилавке.
Но глава Республики Крым Сергей Аксенов сделал важное «открытие» в экономической науке, заявив, что ускорение доставки товаров фурами без необходимости тратить время и деньги на портовые услуги не влияет на удешевление товарных позиций на полках магазинов:
Грузовики это доставка товаров без дополнительных услуг в портах, без перегрузки, загрузки, без транспортировки. Т.е. соответственно глобально это на стоимость товаров не повлияет.
Что ж, возможно, корень проблемы с неадекватным ростом ценников лежит именно в области управления. После взятия Крыма в блокаду полуостров стал настоящим Клондайком для спекулянтов всех мастей. Его зависимость от привозных товаров является критической, и все они продаются с серьезной наценкой. Например, привозное молоко из Кубани в Крыму стоит дороже, чем на самой Кубани. Но и местное севастопольское молоко стоит еще дороже привозного кубанского. То есть, на блокаде навариваются и спекулянты, и местные производители. А экономия в себестоимости от ускорившейся доставки товаров через мост бизнес просто кладет себе в карман. И местные крымские власти, судя по заявлениям главы Республики, не видят в этом проблемы.
Крымский журналист Александр Демлюгин весьма критически отзывается об эффективности деятельности крымских властей. По его словам, у всех этих чиновников могут быть собственные интересы в аффилированных с ними бизнес-структурах. Ведется бурная, но малоэффективная деятельность, например, годами строится дорога, которая после разваливается за месяц. За миллиард рублей строится самый дорогой в России кукольный театр, который после, скорее всего, сдадут под аренду коммерческим структурам. В его родном Симферополе по ночам местами не горят фонари, а сам город потихоньку превращается в помойку, где приезжие паркуют машины на детских площадках и лужайках во дворах. По мнению журналиста, Крым за последние несколько лет стал центром притяжения для всевозможных проходимцев, которые пользуются непростой ситуацией.
После воссоединения с Россией настроения крымчан довольно сильно изменились. В Незалежную никто там не хочет, но и местные власти им не дают жить по-человечески. Цены продолжают расти, а доходы за ними не поспевают. Относительно неплохо дела обстоят у бюджетников и военных, но все остальные в перспективе могут составить основу протестного движения уже против новых российских властей, если в Крыму не будет наведен порядок с ценовым произволом.