Космическая «Селена»: зачем в России хотят создать «суборбитальную яхту»
Космическая «Селена»: зачем в России хотят создать «суборбитальную яхту»

В феврале этого года стало известно о том, что НПО «Авиационно-космические технологии» разрабатывает новый космический корабль, а если быть точнее — «яхту». Аналогия возникла неспроста. Предполагается, что этот будет комфортный прогулочный космический корабль, то есть, часть программы, направленной на развитие в России космического туризма. Идея для России смелая и оригинальная. Она могла бы быть необычной для всего мира, появись в годах эдак в 90-х. Впрочем, обо всем по порядку.

Просто туристы
«Космический туризм» — сколько перспектив в этом словосочетании? Сразу представляются сотни миллиардеров и миллионеров, готовые выложить кровно заработанные за возможность увидеть Землю издалека. И частные космодромы! Много. Как и кораблей, способных отправить на орбиту каждого, у кого есть деньги. Увы, пока что это лишь планы. Несмотря на все коммерческие перспективы, частный космический туризм по состоянию на 2019-й делает лишь свои первые шаги. Причины понятны: дорого, сложно, рискованно. Но это если говорить о «частниках»: в рамках государственных программ туристов отправляли. И не раз.
Первыми космическими туристами стали японец Тоёхиро Акияма и британка Хелен Шарман, совершившие полет на орбитальную станцию «Мир» при помощи советских космических кораблей «Союз». Они побывали на борту станции в 1990 и 1991 годах соответственно. Получается, что космический туризм можно назвать советским ноу-хау. Заявила о себе и Российская Федерация. В рамках государственно-частного партнерства Роскосмоса и компании Space Adventures 28 апреля 2001 года бизнесмен итальянского происхождения Денниса Тито полетел на борту «Союза» на МКС. На станции побывали и многие другие туристы, для всех этих путешествий использовали космический корабль «Союз».
Увы, частная космонавтика в России начала развиваться с заметным отставанием от ведущих стран Запада. Прежде всего, мы говорим про американские компании Virgin Galactic и Blue Origin. Напомним, первая намерена реализовывать старты при помощи суборбитального космического корабля, который намерены запускать при помощи технологии воздушного старта: это когда космический аппарат отделяется от носителя в воздухе, на высоте нескольких десятков километров. У Blue Origin совсем другая концепция: она будет реализовывать туристические старты, используя многоразовую суборбитальную ракету. Кстати, Blue Origin стала первой компанией, построившей многоразовый носитель: она опередила SpaceX. Впрочем, повторимся, что в отличие от Falcon 9 ракета компании Blue Origin не космическая, а суборбитальная. После старта ракета совершает вертикальную посадку, как «Фалькон», а запускаемая капсула с туристами возвращается на парашютах.

Из последнего: 23 января Blue Origin успешно выполнила десятое испытание New Shepard. В ходе него в суборбитальный полет были отправлены несколько экспериментов. У Virgin Galactic тоже есть поводы для гордости: в декабре прошлого года космоплан VSS Unity класса SpaceShipTwo с двумя пилотами на борту отделился от носителя WhiteKnightTwo на высоте 13 километров и достиг высоты почти 83 километра, поднявшись выше границы космоса (это если брать определение космической границы ВВС США). Заплатить за такое удовольствие туристу придется много: цена одного билета на 2009 год составляла 250 тысяч долларов. Но никто не говорил, что космический туризм будет доступен каждому менеджеру среднего звена. Это удовольствие для богатых.

Самое важное: как мы уже отметили, пока что космический туризм, не считая путешествий на МКС, лежит в плоскости перспективного направления. То есть, ни Virgin Galactic, ни Blue Origin пока не готовы сами запускать туристов. Сможет ли российский разработчик опередить их?
«Селена»: космический прорыв?
Прежде всего, поговорим о разработчике. На официальном сайте «Авиационно-космических технологий» говорится: «Научно-производственное объединение «АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» (НПО «АКТ») было создано в июле 2011 года в городе Пятигорске. Ее руководителем и вдохновителем стал известный путешественник, летчик-испытатель СЛА, инженер-конструктор Александр Бегак. Свою главную задачу авиационные специалисты и энтузиасты видели в возрождении отрасли авиастроения, в частности сверхлегкой авиации. Именно там в 2001 году был создан первый летательный аппарат — трансформер «Бегалет Скарабей». Изготовленные в стенах лаборатории образцы техники команда испытывала в разных уголках страны и мира».
Космическая «Селена»: зачем в России хотят создать «суборбитальную яхту»
Под маркой «Бегалет» скрываются легкие аэрошюты. Это такие моторные летательные аппараты с крылом нежесткой (парашютной) конструкции, оснащенные колесными тележками, где находится пилот. На сайте можно найти и другие предлагаемые изделия, например, автомобиль-амфибию «Тритон» и квадрокоптер «Юрик» (уж не выпусками известного видеоблогера вдохновлялись создатели БПЛА?).
Как бы там ни было, ничего серьезней легкой авиационной техники компания на рынке не предлагает. А что же собой представляет ее новая концепция? Согласно задумке, космический корабль «Селена» может брать на борт до шести пассажиров. Имеется место для пилота, однако в обычной ситуации он не будет управлять судном: это задача автопилота. Корабль сможет взлетать с обычного аэродрома, как самолет. В космическое пространство «яхта» должна входить на скорости 3,5 Маха, достигая, в конечном счете, высоты до 140 километров. При спуске и вхождении в атмосферу скорость космического корабля должна составлять 0,85 Маха. Посадку намерены осуществлять в самолетном режиме: для этого тоже сгодится практически любой аэродром.
У нас есть возможность приземлиться на любой аэродром, аппарат приземляется как самолет… Мы сейчас рассчитываем оптимальное время нахождения в космосе, комфортную траекторию полета, поскольку опыт показывает, что людям не обязательно надо десять минут быть в невесомости
– сказал генеральный конструктор компании Александр Бегак.
В «Авиационно-космических технологиях» говорят, что намерены построить несколько таких кораблей. А предполагаемая цена билета должна будет составлять от 200 до 300 тысяч долларов: то есть, примерно столько же, сколько и у конкурентов. За эти деньги турист получит довольно долгое время пребывания в невесомости: возможно, более десяти минут.
В общем и целом, идея богатая. Однако как именно компания намерена реализовать столь сложный проект — большой вопрос. Еще более сложным вызовом будет окупаемость разработки, но до этого момента, насколько можно судить, придется найти средства хотя бы на первые этапы проектирования. Добавляет неопределенности отсутствие новой информации за месяцы, прошедшие после презентации проекта. Однако мы не вправе ставить на проекте «крест», ровно, как и говорить о каких-либо перспективах. По крайней мере, на это время.

Источник

13.04.2019 23:28
Комментарии к этой новости временно закрыты.
О чем говорят
Политика и власть
Общество
Экономика и бизнес
Наука и технологии
Здоровье и красота
Новости спорта
Новости из жизни