Гордость без предубеждения
Сейчас космический корабль «Союз» являются единственным средством доставки экипажей на борт МКС. Это также единственный российский пилотируемый космический аппарат и один из двух существующих пилотируемых кораблей в мире. Как известно, китайцы довольно активно развивают свою программу «Шэньчжоу»: построенный в рамках нее корабль является, по сути, китайской версией «Союза». Американцы своих собственных пилотируемых космических аппаратов пока не имеют: «Спейс Шаттл» совершил последний запуск в 2011 году. Сейчас астронавты США летают на российских кораблях. Европейцы и японцы мечтают создать полноценный корабль на базе своих космических «грузовиков», но удастся ли это сделать — неизвестно. О таких бюджетах как у NASA их космические ведомства могут только мечтать, а имеющегося опыта, кто бы что не говорил, намного меньше, чем у заокеанских партнеров.
Со стороны кажется, что у России все просто замечательно: из пилотируемого есть только «Союзы» (пусть даже и один из них китайский). Почему же тогда все чаще приходится слышать панические настроения в среде людей, приближенных к космической индустрии? В действительности все намного сложней, чем может показаться на первый взгляд. И то, чем Советский Союз мог по праву гордиться в свое время, сейчас вызывает смущенный взгляд в сторону. Упомянутый выше космический корабль «Союз» совершил первый полет в очень далеком 1967 году. Сказать, что с тех пор в проектировании космических аппаратов поменялось многое — не сказать ничего. «Союз» тоже менялся, но в меру средств, которые Россия выделяла на модернизацию и, что еще более важно, в меру заложенного в конструкции потенциала.
Так, корабль в принципе нельзя сделать намного более просторными (аппараты серии «Союз» довольно тесные). Последняя на сегодня модификация корабля это «Союз МС»: обновление затронуло практически каждую систему пилотируемого космического корабля и, прежде всего, электронику. Но даже одного взгляда на аппарат достаточно, чтобы понять, что перед нами корабль полувековой давности. Даже китайский брат-близнец «Шэньчжоу» выглядит куда более современным, хотя оба они принадлежат ко второму поколению пилотируемых космических кораблей.
Не сказать, что в Роскосмосе чего-то не понимают. И не сказать, что Россия не пыталась создать что-то на смену «Союзу». Самое неприятное, что такие попытки были, но они закончились, мягко говоря, ничем. Самый показательный пример — многоцелевой пилотируемый многоразовый космический корабль «Клипер». Его показали иностранцам, построили полноразмерный макет, но в 2006 году работы были просто свернуты. В свою очередь, первый пилотируемый полет многострадальной «Федерации» недавно перенесли на середину 2020-х: даже сложно вообразить, где к тому времени будут аналоги. Возможно, их самих уже сменит какая-то принципиально новая многоразовая система, например, Big Falcon Rocket от SpaceX.
Вызов принят
Кстати, об аналогах. Их несколько, все они из США.
Реальные:
– Dragon V2. Разработчик — SpaceX. Первый полет намечен на 2018 год.
– Orion. Разработчик — Lockheed Martin. Первый полет состоялся в 2014 году.
– CST-100. Разработчик — Boeing. Первый полет намечен на 2018-2019 годы.
Гипотетические:
– Dream Chaser. Разработчик — SpaceDev. Полет с грузом для МКС намечен на 2020 год.
– Big Falcon Rocket (BFR). Точная дата первого полета неизвестна.
Мини-шаттл Dream Chaser и мега-шаттл BFR — немного из другой оперы. Это полностью многоразовые корабли (с довольно неясной судьбой). Они чисто концептуально сильно отличаются от новых частично-многоразовых аппаратов, таких как Dragon V2 или «Федерация».
В целом, у конкурентов России дела идут тоже совсем не так хорошо, как можно было подумать. Буквально недавно стало известно, что компания SpaceX перенесла дату первого запуска пилотируемого корабля Dragon V2, а также первые испытания аппарата с астронавтами на борту. Ранее даты первых тестов своего CTS-100 перенесла Boeing. Компания Маска хочет осуществить первый полет пилотируемого космического корабля Dragon V2 в ноябре текущего года, а не в августе, как ранее планировали. Первый же испытательный полет с людьми на борту хотят произвести в апреле 2019-го. Для CTS-100 первый беспилотный запуск теперь хотят провести в конце 2018-начале 2019 годов. Первый пилотируемый старт космического аппарата наметили на середину 2019 года.
Пока сложно судить о реальных преимуществах новых космических аппаратов. Но даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы понять, насколько сильно в плане космических технологии США опередили весь мир. Можно почни не сомневаться, что новый «Дракон» или CTS-100 будут, как минимум, значительно комфортней своих более ранних аналогов. На борту Dragon V2 можно при необходимости разместить до семи человек экипажа. Для сравнения, в «Союзе» помещаются три человека. Внутри «Спейс Шаттла», наверное, еще просторней, но эта программа навсегда канула в Лету.
Вопрос безопасности более щепетильный. Если «Союз» может похвастаться 130-ю удачными запусками, то новым кораблям только предстоит доказать свою надежность. И здесь никак не получится ускориться. В целом, можно почти не сомневаться, что в первой половине 2020-х США откажутся от полетов на российских «Союзах» полностью. А если политическая ситуация и дальше будет такой же напряженной, то это может произойти даже раньше.
Будущее «Союза»
Перенос испытаний «Федерации» и успехи американцев толкают Роскосмос на откровенно странные действия и поступки. В июне Дмитрий Рогозин заявил, что лететь на Луну можно на модернизированном корабле «Союз». «Пилотируемые полеты к Луне могут быть осуществлены на кораблях «Союз» еще до завершения разработки «Федерации». Изначально корабль «Союз» создавался под лунную программу, а значит, его модернизация вполне возможна, пока мы не получили новый космический корабль», — заявил государственный деятель. Пожалуй, есть смысл посадить в «Союз» трех не обремененных хорошей физической формой чиновников и спросить: готовы ли они лететь на Луну? Совершенно очевидно, что корабль по современных меркам уже не отвечает требованиям долговременных экспедиций. Им в теории отвечает «Федерация». Во сяком случае, если исходить сугубо из ее концепции.
Несколько более реальными кажутся планы создать на базе корабля «Союз» беспилотную грузовую версию. Такой аппарат даже название получил — «Союз ГВК»: предполагают, что он сможет находиться в космосе до 370 суток. Впрочем, сам проект напоминает переливание из пустого в порожнее. У России уже есть «Прогресс»: этот космический «грузовик», как известно, тоже построен на базе «Союза». И уже много десятилетий он успешно выполняет свои задачи.
Космический корабль «Союз» войдет в историю как очень удачная разработка времен Холодной войны. Однако прогнозировать «блестящее» будущее для него было бы неразумно: корабль морально устарел и нуждается в замене. В противном случае российским космонавтам придется летать на американских кораблях.