Украина угрожает введением санкций в отношении крупнейших российских черноморских портов – Новороссийска и Сочи. Об этом заявил скандально известный министр транспорта Незалежной Владимир Омелян, который ранее предлагал украинцам брать автоматы и идти на Кубань и Москву:
Я искренне надеюсь, что следующим этапом реакции будет введение санкций в отношении российских черноморских портов.
Поводом для воинственности находящегося под следствием украинского чиновника стала резолюция о ситуации на Азовском море, принятая Европейским парламентом. Сочи – крупнейший российский туристический центр, а новороссийский порт находится на пятом месте в Европе по грузообороту. Международные санкции против них могут оказаться очень болезненными. Насколько это реально, попробуем разобраться.
Что за ситуация на Азовском море такая, о которой пришлось принимать резолюцию аж в самой Европе?
Проблему для внутреннего моря России и Украины создал сам Киев, начав серию захватов судов с российской припиской, которые МИД РФ охарактеризовал как пиратские. Москва ответила максимально миролюбиво, начав подвергать следующие в украинские порты и из них суда тщательным проверкам, действуя строго в рамках действующего законодательства. Несмотря на законность действий России и то, что события происходят на внутреннем море двух стран, Европарламент счел возможным сунуть свой нос в этот вопрос и принял резолюцию, которая призывает ужесточить санкционный режим против Российской Федерации в случае обострения ситуации на Азовском море.
Кому нужно обострение на Азове?
Очевидно, что нашей стране новые санкции ни к чему, однако, Киев очень заинтересован в эскалации конфликта. Рейтинг кандидата в президенты Петра Порошенко не впечатляет, а выбору на Украине уже на носу. В условиях развала экономики и резкого падения уровня жизни граждан Незалежной Порошенко нужны хоть какие-то «перемоги», которые должны укрепить его имидж бескомпромиссного борца с Россией.
Что может послужить поводом для обострения на Азове?
Ранее украинский президент объявил о создании своей военно-морской базы на Азовском море. При всей визуальной смехотворности того «прорыва» под Керченским мостом в этой ситуации были заложены грядущие большие проблемы. Которые вскоре и пришли. Киев объявил о готовности провести совместные военно-морские учения с силами НАТО на Азове. Очевидно, что корабли Североатлантического альянса пропускать в свое внутреннее море России нельзя. Глава Республики Крым Аксенов выразил соответствующую позицию:
Никаких кораблей НАТО в Азовском море не будет. Наша страна будет жестко и последовательно отстаивать свои национальные интересы, в этом ни у кого не должно быть сомнений.
Что может произойти дальше?
Допустим, натовские корабли совместно с украинскими посудинами попытались войти в Азов, и их не пропустили. Тогда резолюция Европарламента становится юридической базой для ужесточения санкций против России США и ЕС. В конце концов, получили же мы санкции «за Скрипалей».
Какие это могут быть санкции?
Во-первых, ЕС может запретить вход в черноморские порты европейским судам, а США – американским и вообще всем, кому посчитают нужным.
Во-вторых, может быть введен запрет на вход российским судам в европейские и американские порты.
Стоит ли говорить о том, что такие ограничительные меры могут причинить колоссальный экономический ущерб российскому черноморскому региону? К такой угрозе необходимо отнестись крайне серьезно.
Пойдут ли европейцы на то, чтобы выстрелить себе в ногу?
Кто-то может сказать, что ЕС также зависит от морской торговли с Россией, и это правда. Конечно, Брюссель будет всячески уклоняться от того, чтобы вводить антироссийские санкции, которые могут повредить ему самому. Но если Вашингтон как следует надавит, то Европа прогнется в очередной раз. Захочет ли Трамп дальше обострять ситуацию, будет зависеть от того, как будут складываться для него ноябрьские выборы.