Как Турция «разводит» Россию на строительство канала «Стамбул»
Как Турция «разводит» Россию на строительство канала «Стамбул»

В прошлом году большой резонанс вызвала идея президента Эрдогана построить альтернативный Босфору судоходный канал «Стамбул». Его длина должна была составить 43-45 километров, а стоимость оценивалась в 30 миллиардов долларов. На фоне экономического спада в Турции этот проект назвали «безумным», и его реализацию отложили минимум на три года. Но хитроумный Реджеп Эрдоган, судя по всему, нашел оригинальный выход.

Что же означает этот мега-проект для турецкого президента и всей экономики государства? Новый канал должен пройти к западу от Стамбула, сам же город разрастется и превратится по сути в три города, два европейских и один азиатский. Вдоль канала появятся «марины» класса люкс для стоянки яхт, аренда которых будет приносить серьезную прибыль. Также вырастут поступления в турецкий бюджет за счет увеличения трафика: через новую водную артерию в сутки сможет проходить не менее 160 судов, включая супертанкеры водоизмещением в 300 тысяч тонн.
Турецкой строительной отрасли вполне по силам даже столь масштабный проект. Но откуда взять на это 30 миллиардов долларов в стране, где наблюдается экономический спад, и девальвация национальной валюты?
Как известно, режим прохода через проливы регулируется Конвенцией Монтре, которая предоставляет турецким властям максимум полномочий. По удивительному стечению обстоятельств в прошлом году Анкара решила ввести новые правила использования Босфора и Дарданелл, мотивируя это тем, что мимо огромного Стамбула ежегодно проходят тысячи танкеров, везущих миллионы тонн нефти и прочих опасных грузов. Что теперь требует от транзитных судов Турция:
Капитаны должны предупреждать письменно турецкую сторону за 3,2 км до въезда в проливы. Капитаны пассажирских и контейнерных судов длиной более 300 метров должны информировать чиновников о пересечении проливов за 10 дней до входа.
С учетом того, что турецкие проливы являются одной из самых загруженных в мире водных артерий, новые правила неминуемо означают пробки и длительное ожидание в очереди, что ведет к серьезным финансовым издержкам. В частности, около 14% российской нефти экспортируется из Новороссийска морским путем через Босфор и Дарданеллы. Теперь каждый российский танкер вынужден в совокупности около месяца простаивать в очереди у территориальных вод Турции. Страдают перевозчики и порт, нарушающий графики отгрузки. Те же проблемы и у других государств, использующих турецкие проливы для совершения торговых операций.
Как Турция «разводит» Россию на строительство канала «Стамбул»
Быть может, это совпадение. Но складывается стойкое впечатление, что Турция тонко «подводит» всех зависящих от ее водной артерии к тому, чтобы они «скинулись» на строительство нового водного канала. Альтернативой пляске под турецкую дудку будет переориентация экспорта нефти из Новороссийска в Калининград или Санкт-Петербург.

Источник

08.02.2019 16:36
Комментарии к этой новости временно закрыты.
О чем говорят
Политика и власть
Общество
Экономика и бизнес
Наука и технологии
Здоровье и красота
Новости спорта
Новости из жизни