В Сенате США приступили к рассмотрению законопроекта об очередных санкциях против России. Анонсированы они были уже давно, американские законодатели ранее угрожали ввести ограничительные меры в отношении российского госдолга и ведущих банков страны, а также персональными санкциями. Но теперь ситуация выходит на новый уровень. Судя по всему, Вашингтон всерьез решил забрать у России Арктику.
Как известно, этот регион чрезвычайно богат природными ресурсами, через него проходит кратчайший Северный морской путь из Азии в Европу, а также удобно запускать баллистические ракеты в сторону США. Россия обладает целым рядом преимуществ перед конкурентами: наибольшая протяженность береговой линии на Крайнем Севере, наличие портовой инфраструктуры и самого большого в мире атомного ледокольного флота. Для сравнения, Штаты располагают всего двумя старыми ледоколами, а строительство новых потребует не менее 10 лет.
Неудивительно, что отечественные олигархи бросились открывать СПГ-проекты в Арктике, а на Дальнем Востоке начали строить суперверфь «Звезда», где должны производиться ледоколы и суда ледового класса, «заточенные» под арктические проекты. И вот теперь это все может накрыться медным тазом по одной банальной причине – зависимость от импортных комплектующих, которая уже подрезала крылья амбициозным проектам в авиастроительной отрасли, в частности, речь идет о МС-21 и «Суперджетах». Что же конкретно намереваются сделать американцы, чтобы притормозить Россию в освоении Арктики?
На первых порах Вашингтон угрожает санкциями в отношении отечественных СПГ-проектов за рубежом, а также запретом на поставки иностранного оборудования судостроительным заводам, если повторится провокационная ситуация в Керченском проливе. (Что-то подсказывает, что она непременно повторится.) Но санкции легко можно расширить. Следующий закономерный шаг – ограничительные меры в отношении СПГ-проектов уже в российской юрисдикции. И это будет очень мощный и тщательно выверенный удар. Константин Симонов, известный российский эксперт в области энергетики, поясняет:
Если будет введен запрет на поставку американского СПГ-оборудования и кредитования для компаний, которые имеют американских акционеров или работают на американском рынке, то у нас все СПГ-проекты будут остановлены. Все поставщики «Новатэка» четко попадают в категорию запрета.
Следом за «Новатэком» накроются медным тазом и проекты «Газпрма» с «Роснефтью». А Северный морской путь останется без значительных объемов грузоперевозок, которые обеспечивают арктические СПГ-заводы. Проблема в том, что производители заключали контракты с иностранными поставщиками. Это и «Ямал-СПГ», и новый «Арктик СПГ-2», где, несмотря на заявленное «импортозамещение», все ключевые подрядчики иностранные. Причем подрядчики, напрямую связанные с Соединенными Штатами Америки. Американцы поставляют турбины, компрессоры, гравитационные платформы. Есть еще итальянская компания Saipem, немецкая Siemens и турецкая Renaissance, но они моментально выйдут из проектов из-за угрозы попасть под вторичные санкции США. Да и финансирование российских СПГ-проектов в Арктике в значительной степени идет из-за рубежа, в частности, итальянской SACE.
Есть ли варианты? Искать серьезную компанию, имеющую соответствующие технологии и не боящуюся американских санкций, бесполезно. Таковых просто нет. Придется «импортозамещать» технологии, но это по самым оптимистическим подсчетам Минэнерго займет минимум 6-7 лет, в реальности – больше. А до той поры все эти проекты станут, принося одни убытки, а Россия будет вытеснена надолго с мирового рынка СПГ.
Но это еще не все. Ровно та же слабость – отсутствие собственной компонентной базы – может на корню зарубить проект верфи «Звезда», заточенной под освоение Арктики. С одной стороны, лишь 15% комплектующих в этих судах ледового класса будут импортными. Но с другой стороны, именно они относятся к самой высокотехнологичной составляющей: газовые турбины, дизельные двигатели, электродвигатели, системы вентиляции, электрическое оборудование, навигационное оборудование и проч. По факту, строить суда ледового класса на «Звезде» сегодня без импортных комплектующих не получится. Импортозамещение, например, линейки дизельных двигателей для них займет десятилетия. Как раз к тому времени американцы построят собственный ледокольный флот.
Резюмируя, можно прийти к неутешительному выводу, что вся эта ситуация связана с результатами деятельности нашего либерального правительства, которое предшествующие годы предпочитало поддерживать заказами иностранных производителей вместо развития собственной промышленности. Так называемые «эксперты» снисходительно объясняли, что гораздо умнее будет продать нефть и купить на нефтедоллары все необходимое, и ни к чему заморачиваться с производством. Ну вот и проявился в итоге закономерный результат этой политики.