Американские планы формирования Военно-космических сил (U.S. Space Force), как шестой самостоятельной ветви вооруженных сил США, несмотря на всю иронию, с которой их встречают хорошо осведомленные эксперты, сигнализируют о серьезном изменении фактической стратегии США в космическом пространстве.
Здесь нужно обращать внимание не столько на корпус американских документов, в частности, давно уже существующую и регулярно обновляемую доктрину космических операций (см. JP 3-14 Space Operations, 10.04.2018), или доклад Минобороны США о мероприятиях по созданию Военно-космических сил (см. Final Report on Organizational and Management Structure for the National Security Space Components of the Department of Defense, 09.08.2018), или основополагающие стратегические документы вроде NSS-2017, сколько на то, что именно реально меняется сейчас, и что изменится в перспективе.
В целом российские эксперты, знающие историю вопроса, правы в том, что во всей этой шумихе куда больше PR, чем реального военно-технического содержания. Российские специалисты указывают на то, что по многим параметрам, включая возможности ракетных комплексов С-400 атаковать низкоорбитальные объекты, или противоспутниковое оружие, которое может быть запущено с истребителей МиГ-31, радиолокационных систем слежения Россия находится далеко впереди США в вопросах возможного ведения военных операций в космосе, и оторвалась от американцев настолько, что догнать ее (во всяком случае, в этой очерченной сфере) практически невозможно. Российские военные также говорят, что в таком случае, не важно, какая именно структура будет контролировать американские космические запуски и бюджет.
С другой стороны, PR вокруг космической войны целиком на стороне американцев. С точки зрения международного имиджа, именно США первыми создают звездный десант в духе Роберта Хайнлайна и формируют космические флоты, подобные тем, что созданы фантазией американца Дэвида Марка Вебера, автора звездной саги о Хонор Харрингтон.
Способны будут на что-то U.S. Space Force или нет, но в глазах мирового сообщества и простых американцев, европейцев, или россиян, и т.д., именно Вашингтон будет способен защитить свои интересы в космическом пространстве.
Заметим также, что в целом американский план создания Военно-космических сил весьма добротен. Создаваемые в настоящее время их элементы, независимо от того, одобрит ли Конгресс создание ВКС как самостоятельной ветви вооруженных сил, или нет, фактически сформируют структуру управления всеми подразделениями военного ведомства с космической экспертизой по образу и подобию американских же Сил специальных операций, находящихся в прямом подчинении Объединенного комитета начальников штабов.
Однако главное все же не в этом, а в том, что космическая сага Дональда Трампа придумана вовсе не затем, чтобы, как говориться, просто «отпиарить» российских и китайских оппонентов в космосе.
С оппонентами Америки в космосе разберутся вовсе не звездно-полосатые ВКС, а, как это неоднократно бывало в истории США, предприимчивые и не скованные муками совести американские инвесторы.
Например, эксперты американского инвестиционного банка Morgan Stanley предполагают, что военно-космическая инициатива Трампа приведет очень большие деньги в космос. В Morgan Stanley оценивают нынешние активы в космической индустрии в $350 млрд, и ожидают, что в ближайшее десятилетие они могут возрасти до $1 трлн, причем около $120 млрд составят частные проекты SpaceX.
Аналитики Morgan Stanley сравнивают нынешний интерес инвесторов к космическим активам с ажиотажем 2013 года вокруг проектов создания автомобилей, управляемых искусственным интеллектом, многие из которых в настоящее время находятся на финишной прямой.
Вопросами развития частного сектора в космосе озабочены и эксперты в России, однако их тон трудно назвать бравурным или даже вселяющим надежду.
Сегодня вице-президент Международной ассоциации участников космической деятельности, член Совета РАН по космосу Валентин Уваров заявил, что внесение изменений в существующее законодательство необходимо для привлечения частных компаний и инвестиций в космическую отрасль.
«Сложившаяся нормативно-правовая и нормативно-техническая база ориентирована на участие в космической деятельности государства как субъекта», отметил Уваров.
По мнению Валентина Уварова, для привлечения частных инвесторов в космическую индустрию «требуется целый комплекс мероприятий, в том числе направленных на совершенствование нормативно-правой базы, включая облегчение лицензирования на осуществление космической деятельности, смягчение требований, содержащихся в нормативно-технических документах — ГОСТах, положения и т.п».
«В отношении лицензирования необходимо определить исчерпывающий список требований и провести водораздел между тем, когда частные компании, работающие на космос, должны получать лицензию, а когда нет», - подчеркнул Уваров.
«Озвученное ранее намерение компании «С7 Космические транспортные системы» взять российский сегмент МКС в концессию неосуществимо уже потому, что «космические объекты» не входят в перечень объектов, которые могут быть предметом соглашения о государственно-частном партнерстве. В свою очередь возникают проблемы с определением МКС как «космического объекта», так как в Законе о космической деятельности это понятие не раскрыто, а по смыслу этого закона, к космическим объектам относится только наземная космическая инфраструктура», - указал эксперт на правовые коллизии, возникающие в результате пробелов в российском законодательстве.
Заметим, что Валентин Уваров в своих высказываниях совершенно прав, и деятельность, нацеленная на устранение указанных им несоответствий, смогла бы существенно ускорить привлечение частных инвестиций в российскую космическую отрасль. Однако проблема в том, что, скорее всего, высказывания этого российского эксперта окажутся услышанными только в узких экспертных кругах, а в политическом сообществе и в российских ведомствах они не будут даже поняты.
Такой вывод делается в связи с тем, что на самом деле, проблемы, очерченные Уваровым, характерны и для других российских стратегических индустрий, однако в течение многих лет серьезных попыток исправить ситуацию не предпринимается, несмотря на некоторые локальные инициативы отраслевых научных организаций.
Второй проблемой притока частных инвестиций в российскую космическую отрасль является то, что на самом деле, в России практически не существует и очень давно не существовало крупных промышленных, или научных организаций, созданных в свое время и развившихся как частное коммерческое предприятие.
Между тем, даже в России государственные меры по формированию перспективных рынков и производств работают, и способны в течение нескольких лет привести к существенному успеху.
Напомним известную политику так называемого «импортозамещения», с 2012 года навязываемую государством обществу. Как ни странно, в сфере информационных технологий, где существует реальный частный сектор, за шесть лет политика стимулирования отечественных разработок информационных систем и программного обеспечения привела к созданию ряда автоматизированных систем в области проектного и программного управления, управления жизненным циклом изделий, PDM – систем, не уступающих и в полном смысле сопоставимых с продукцией таких западных гигантов информационной и индустрии, как немецкая Siemens и французская Dassault.
Грустная ирония ситуации, впрочем, заключена в том, что достигнутые за последние несколько лет качественные результаты очевидны только узкому слою специалистов. Ни пользователи на всех уровнях в государственных органах или госкорпорациях, ни политические функционеры сути происходящих изменений, как правило, не понимают. На интуитивном уровне, похоже, на уровне стратегического руководства страной, правильность выбранного курса сомнениям не подвергается, так как в известном майском указе 2018 года поставлена задача к концу целевого срока перевести на отечественное программного обеспечение большинство государственных органов и структур.
Тем не менее, есть основания полагать, что в случае формулирования внятной, последовательной и выгодной для участников рынка политики поддержки отечественных частных инвестиций в космос, заметных результатов возможно добиться примерно в течение 10 лет.
С другой стороны, если Россия в ближайшие годы не сфокусируется на развитии частной коммерческой инициативы в космосе, она рискует проиграть космическую гонку – ведь невозможно выиграть то, что не нужно обществу и его предпринимательской инициативе.