Пандемия коронавируса нанесла болезненный удар по сектору воздушных перевозок. Пассажиропоток резко сократился и неизвестно, когда полноценно восстановится. Судя по всему, большие дальнемагистральные лайнеры еще долго будут летать с «недогрузом». Уже сейчас понятно, что кризис без государственной поддержки переживут «не только лишь все» авиакомпании.
Обстоятельства сейчас складываются таким образом, что у нашего многострадального «Суперджета» появляются некие шансы стать более востребованным.
О многочисленных проблемах этого самолета известно давно. Главная из них состоит в том, что разработчики слишком увлеклись импортными комплектующими, по сути, превратив лайнер в «конструктор». Постепенно задача импортозамещения решается, но остается самая серьезная – с силовыми установками. Специально под этот проект французская компания Safran разработала турбовентиляторный двигатель SaM146, которые нигде, кроме «Суперджета», более не используется. Было создано совместное с «ОДК-Сатурн» производство в Рыбинке, где на долю европейцев приходится так называемая «горячая часть» двигателя.
Почему-то все проблемы при эксплуатации лайнеров возникают именно с французскими деталями силовой установки, где постоянно фиксируется брак и прочие конструктивные недочеты. Из-за этого двигатели «Суперджетов» приходится отправлять на капитальный ремонт каждые 2-4 тысячи часов. При этом часто возникают сложности со своевременной доставкой комплектующих из Франции. В итоге средний налет у отечественных лайнеров составляет 3,6 часа, у бразильских Embraer – 6 часов, у Boeing и Airbas -10 часов. В прежние времена нечто подобное назвали бы вредительством и причастных к нему поставили бы к стенке.
Сейчас другие времена и проблемы решаются иначе. В России разработан авиадвигатель ПД-14 для перспективного лайнера МС-21. Они были переданы корпорации «Иркут», где хорошо себя показали. Сообщается, что начато их серийное производство. На его основе уже для «Суперджета» планируется создать менее мощную силовую установку ПД-10. Появление нового авиадвигателя ожидается к 2022 году. Это поможет на корню решить проблему с надежностью в эксплуатации российских авиалайнеров. Кроме того, ПД-10 можно устанавливать на российские самолеты-амфибии Бе-200, о чем мы подробно рассказывали ранее.
До тех пор «Суперджету» придется существовать при активной поддержке со стороны государства. Корпорация «Ростех» в настоящее время пристраивает среднемагистральные лайнеры в «добровольно-принудительном порядке» в авиакомпанию Red Wings. Президент Владимир Путин предложил ввести субсидии для снижения летного часа для владельцев «Суперджета»:
Предлагаю запустить новую программу поддержки лизинга и эксплуатации российских воздушных судов. Для этого на 2020−2021 годы предоставить лизинговым компаниям государственные гарантии.
Надо полагать, что авиаперевозчики точно не откажутся от мер господдержки в столь непростое время. «Суперджет» начинался очень непросто, но в среднесрочной перспективе имеет шанс занять свою нишу. Несмотря на финансовые потери по проекту, нет худа без добра: в России начали появляться собственные авиадвигатели и наладилось производство компонентов для самолетов. Будем надеяться, что этот технологический задел будет рационально использован уже при дальнейших разработках.