2020 год прошел только наполовину, но он уже оказался полным экстремальных событий, в самом неприглядном свете выставляющих отечественную управленческую систему. Это и «нефтяная война», вместо шести лет продлившаяся шесть недель, и пандемия коронавируса, в рамках борьбы с которой вместо режима ЧС была введена некая «самоизоляция». Авария на Норильской ТЭЦ-3 по сути является звеном той же цепи.
Напомним, 29 мая у резервуара ТЭЦ-3 в буквальном смысле слова «оторвало днище», и произошла утечка 21 тысячи тонн дизельного топлива, загрязнившего почву и воды рек Амбарной и Далдыкан. На данный момент это, наверное, самая масштабная экологическая катастрофа на Крайнем Севере. Уже найден «виновный» - некий Вячеслав Старостин, начальник цеха ТЭЦ-3, который и ответит в итоге по всей строгости. Вменяется ему халатность из-за того, что власти не были своевременно уведомлены о происшествии.
Что ж, ответственность должностного лица отрицать нельзя, но в нем ли одном дело? Давайте попробуем проследить всю логическую цепочку от начала до конца.
Во времена СССР Крайний Север был тем местом, куда стремились попасть и работать многие, несмотря на суровый климат. Норильский промышленный район давал стране никель, медь, кобальт, платиноиды. Рабочие получали высокие зарплаты и были обеспечены достаточно комфортными для региона условиями проживания. «Атомная бомба» была заложена в 1993 году, когда президент Ельцин подписал указ о преобразовании Госконцерна «Норильский никель» в Российской акционерное общество. Далее через залоговый аукцион уникальное предприятие вместо его трудового коллектива попало в руки «ОНЭКСИМ-Банка» за 170 миллионов долларов.
Так появились два виднейших российских олигарха – господа Владимир Потанин и Михаил Прохоров. Позже Прохорова сменил известный своей близостью Кремлю олигарх Дерипаска, также поучаствовал в судьбе предприятия Роман Абрамович. Сегодня ключевой фигурой на «Норникеле» является миллиардер Владимир Потанин, богатейший человек в России по состоянию на 2020 год по версии издания Forbes, которому и пришлось держать ответ перед президентом Путиным за экологическую катастрофу.
Если вернуться к ЧС, то произошло следующее: хранилище для ТЭЦ-3 разгерметизировалось (фигурирует формулировка «оторвалось днище»), десятки тонн топлива хлынули на почву и в прилегающие реки. Начальнику цеха Старостину ставится в вину, что он не уведомил вовремя специальные службы о разливе, проявив халатность. В качестве причины трагедии называют «изменение климата», которое привело к таянию мерзлоты и нарушению прочности конструкций. Любопытно, что первоначально даже фигурировала версия о некоем автомобиле, который якобы врезался в резервуар, став причиной катастрофы. После она была опровергнута.
Да, несвоевременное оповещение МЧС и властей о ЧП – это реальный» косяк» начальника цеха, но есть два встречных вопроса.
Во-первых, в каком состоянии вообще был этот резервуар, какова была степень его износа, куда смотрели «эффективный частный собственник» и его «эффективные менеджеры»?
Во-вторых, куда смотрели многочисленные проверяющие инстанции? Чтобы не заметить износ конструкции, являющейся источником повышенной опасности, и таяние вечной мерзлоты, надо смотреть куда-то в сторону. То, что глава государства узнал о происшествии из социальных сетей, может свидетельствовать либо о несоответствии чиновников занимаемой должности, либо о попытке ЧП скрыть.
Получается неприглядная логическая цепочка: «эффективный частный собственник» + «эффективные менеджеры» + неэффективные чиновники = некая усредненная формула катастрофы. Что примечательно, основное бремя разгребания последствий аварии сейчас несет государство, несмотря на заверения олигарха Потанина.
К сожалению, эта ЧС не является чем-то уникальным. Хотелось бы напомнить про аварию на Саяно-Шушинской ГЭС в 2009 году, которая привела к гибели 75 человек. Будет полезно напомнить выводы Парламентской комиссии о ее причинах:
Авария на СШГЭС с многочисленными человеческими жертвами стала следствием целого ряда причин технического, организационного и нормативного правового характера. Большинство этих причин носит системный многофакторный характер, включая недопустимо низкую ответственность эксплуатационного персонала, недопустимо низкую ответственность и профессионализм руководства станции, а также злоупотребление служебным положением руководством станции. Не был должным образом организован постоянный контроль технического состояния оборудования оперативно-ремонтным персоналом.
С тех пор прошло 11 лет, но, судя по всему, совершенно никаких выводов сделано не было. Остается только гадать, где «оторвется днище» в следующий раз.