Как демонтаж «украинской трубы» может обернуться против самого «Газпрома»
Как демонтаж «украинской трубы» может обернуться против самого «Газпрома»

Как сообщают отечественные СМИ, «Газпром» начал демонтировать свою трубопроводную инфраструктуру, ведущую на Украину. Звучит грозно и зловеще, но что же на самом деле скрывается за данным решением, и не повредит ли оно впоследствии уже нашей стране?
В советский период, когда Украина была уважаемой частью одной сверхдержавы, на ее территории было построено много трубопроводов, совокупная входная мощность которых превышала 200 миллиардов кубометров газа в год, а выходная – 180 миллиардов. За годы «незалежности» украинская ГТС серьезно износилась: по некоторым оценкам, в аварийном состоянии пребывает порядка 4 тысяч километров, еще 18 тысяч практически полностью изношены и требует ремонта. Своих средств у Киева для этих целей нет, а попытки найти инвесторов успехом не увенчались.
Имеющиеся технические проблемы усугубил государственный переворот в 2014 году, после чего Россия была на официальном уровне объявлена «агрессором». Конструктива в отношения это не добавило, и Кремль предпринял попытки обойтись без украинской ГТС, построив газопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Возможно, это могло бы сработать, но в Москве явно недооценили готовность Вашингтона противостоять этим обходным маршрутам. В результате «Северный поток-2» попал под санкции и стоит «на паузе», а также снизились покупки газа Анкарой через «Турецкий поток», о чем мы подробно рассказывали ранее.
В конце 2019 года «Газпром» был вынужден подписать новое транзитное соглашение с «Нафтогазом», согласно которому за 2020-й он прокачает в Европу 60 миллиардов кубометров газа, а в последующие 4 года – по 40 миллиардов кубометров. Вполне очевидно, что руководство госкорпорации рассчитывает за этот срок достроить и ввести в строй «Северный поток-2», который называют «убийцей украинского транзита».
Складывается такая ситуация, при которой имеющиеся транзитные мощности Незалежной избыточны уже сейчас, а через 4,5 года станут и вовсе неактуальными. При этом содержание газотранспортной инфраструктуры с российской стороны влетает в копеечку. Подсчитано, что «Газпром» может сэкономить порядка 1,6 миллиарда долларов только до конца 2020 года на эксплуатационных расходах, если закроет 62 компрессорных цеха и демонтирует 4,3 тысячи километров магистральных труб. Уточним, что речь идет именно об избыточных транзитных мощностях.
Что ж, в целом, можно приветствовать довольно неожиданную рачительность топ-менеджмента госкорпорации, привыкшего легко расшвыривать направо и налево бюджетные миллиарды. Разумная экономия – это хорошо. Но следует прямо сейчас указать на слабую продуманность данной «оптимизации». Делать ставку на «Северный поток-2» опасно, поскольку США откровенно взялись его «мочить». Стабильность его работы будет постоянно находиться в подвешенном состоянии из-за американских и европейских интриг, также есть риск аварий, которые сложно устранять в подводных условиях собственными силами, поскольку таких компетенций у «Газпрома» пока нет.
Знакомые с ситуацией специалисты высказывают в пользу не демонтажа, а консервации избыточной трубопроводной инфраструктуры. Случись потом ЧП или очередное геополитическое обострение, которое помешает исполнению монополистом его контрактных обязательств, сами же потом будем задаваться недоуменно вопросом, «кто опять виноват и как так получилось».

Источник

18.06.2020 13:01
Комментарии к этой новости временно закрыты.
О чем говорят
Политика и власть
Общество
Экономика и бизнес
Наука и технологии
Здоровье и красота
Новости спорта
Новости из жизни