17 июля нынешнего года на международном авиасалоне Farnborough-2018 свершилось, как утверждают на Украине, «историческое событие». Тамошний авиационный концерн «Антонов», состояние которого лучше всего характеризует медицинский термин «при смерти», подписал с Aviall Services, Inc., дочерним предприятием корпорации Boeing соглашение, которое уже объявлено «спасением украинского авиастроения». Однако, скорее всего, данный договор станет для «Антонова» не спасательным кругом, а петлей на шее. Почему? Давайте разберемся…
По правде говоря, дела у «Антонова», создавшего в свое время легендарные самолеты Ан-225 «Мрия» и Ан-124 «Руслан», шли ни шатко, ни валко с того самого трагического момента, который на Украине с придыханием именуют «обретением независимости». Авиастроительному гиганту, как и абсолютному большинству предприятий высокоточной и наукоемкой промышленности Украины «нэзалэжность» на пользу не пошла. Нет, предприятие не развалилось и не закрылось – как сотни других, но и процветающим его никак назвать было нельзя. Кое-как «Антонов» спасала востребованность его продукции в России и некоторых других постсоветских странах.
С 2014 года стало совсем плохо… Неудивительно – ведь не менее 60% деталей и комплектующих для постройки самолетов концерн получал из России. Оттуда же шли алюминий и титан, без которых в самолетостроении – никак. И вот – Россия объявлена «агрессором», а сотрудничество с ней запрещено на законодательном уровне. Результат не заставил себя ждать – имея заказы на 18 самолетов, «Антонов» за последние годы с грехом пополам собрал всего-то один «борт» - многоцелевой транспортный самолет Ан-132D, созданный по заказу Саудовской Аравии и на ее средства. Российские детали кое-как заменили на комплектующие американского и европейского производства - и доложили о «возрождении украинского самолетостроения». Вот только о полетах Ан-132D что-то пока не слышно – равно, как и о новых заказах для «Антонова».
Совершенно не на пользу предприятию пошла и творившаяся там в последние годы кадровая «чехарда» - за последние три года там четырежды менялось руководство. Ну, а то, что в 2015 году концерн из подчинения Минэкономики был переведен в состав «Укроборонпрома», который очень уж многие на Украине называют не иначе, как личной «кормушкой» Петра Порошенко, едва не добило его окончательно. Во всяком случае, разговоры о возможном закрытии «Антонова», неспособного без помощи «клятых москалей» склепать даже летающую «этажерку», велись далеко не только на уровне досужих слухов.
И вот – «чудесное спасение»! Boeing берет «Антонов» под свое крыло и в два счета найдет замену всем недостающим российским узлам и деталям – пусть в Москве удавятся от злости! Тот же Порошенко уже поспешил объявить заключенную сделку «залогом авиационной независимости от России» - кто о чем, а вшивый о бане… Нынешний президент «Анитонова» Юрий Киселев тоже полон оптимизма: «Нам подставили плечо!» Ведь американцы уже даже заявили о готовности потратить десятки миллионов долларов на постройку под Киевом, в Гостомеле огромного склада для хранения постоянно пополняемого запаса «всех необходимых компонентов», которые они же и будут поставлять на замену российским. «Хэппи энд»?!
Да ничего подобного! Отставив в сторону пустые восторги, неплохо было бы задаться простейшим вопросом: «А для чего это все вообще нужно американцам?!» На какого, спрашивается, лешего, Boeing вдруг берется спасать потенциального конкурента, стоящего на краю гибели? Вся штука в том, что никто никого спасать и не собирается – вовсе даже наоборот…
Умные люди на самой Украине уже задумываются над этим вопросом – и закономерно приходят к весьма неутешительным для «Антонова» выводам. Скорее всего, американцы выкупают его исключительно для того, чтобы не дать сделать это тем странам, у которых пока нет собственной авиапромышленности, но есть достаточно средств для ее развития. Той же Саудовской Аравии, к примеру! Кстати, и о повышенном интересе китайцев к концерну тоже разговоры ходили… А зачем это Америке? Возможно, «Антонов» и будут поддерживать на плаву – какое-то время. Можно поспорить, что вкладываемых туда американскими партнерами денег хватит ровно на то, чтобы выплачивать зарплаты нужному персоналу и поддерживать инфраструктуру предприятия. Но ни в коем случае – не на его развитие!
В авиастроении подобный ход событий смерти подобен. Обученные специалисты, способные на разработку и создание чего-то действительно стоящего, неизбежно уходят (просто по возрасту), а на смену им не приходит никто. Технологии, с которыми работает предприятие, неумолимо устаревают (в авиастроении этот процесс очень быстр!) – а новых не будет. Застой, стагнация, и неизбежная тихая «смерть от старости» - вот будущий удел некогда блиставшего «Антонова». Через пять, максимум десять лет на месте его эмблемы будет красоваться логотип Boeing – американцы не дурачки вкладывать деньги в чужие проекты.
У данной проблемы есть и еще одна сторона – работая с российскими комплектующими, «Антонов» оставался «Антоновым», но вот их замещение… К чему оно приведет? По оценкам специалистов – это будут уже совершенно другие самолеты! А, следовательно, они будут нуждаться в новой сертификации и путь на мировой рынок им тоже придется пробивать «с нуля». Посильна ли эта задача для Украины? Сегодня Aviall Services обещает помочь Украине возобновить производство семейства самолетов Ан-1X8 NEXT (Ан-148, Ан-158, Ан-178) – в обмен на полностью эксклюзивные права на их дальнейшее послепродажное обслуживание.
Вот только будут ли эти самолеты «Антоновыми»? Да и будут ли они вообще? Не стоит забывать о том, что «коньком» концерна всегда были транспортные и военно-транспортные «борта», в силу своей относительной дешевизны конкурировавшие с более дорогими Boeing и Airbus, особенно в странах «третьего мира». Придушить по-тихому потенциального конкурента, используя удобный момент – это как раз очень по-американски.