Подписание «под елочку» нового транзитного договора с Украиной вызвало не вполне однозначную реакцию. Пропагандисты, профессиональные и их добровольные помощники, натужно пытаются выставить это как победу «Газпрома». Скептики склонны увидеть в этом контракте акт капитуляции. Так под чем же на самом деле подписались топ-менеджеры нашего «национального достояния»?
Во-первых, Киев обязал «Газпром» использовать свою ГТС еще пять лет, прокачивая в первый год 65 миллиардов кубометров газа и по 40 миллиардов в последующие четыре года. Минэнерго Украины рассчитывает выручить от этого порядка 7 миллиардов долларов.
Во-вторых, президент Зеленский фактически сохранил газотранспортную систему своей страны, которой предрекали скорый развал и разбирание ее на металлолом. При этом формально Украина продолжает считаться независящей от поставок российского газа: он, газ, по-прежнему идет из Польши, Венгрии и Словакии по так называемому «виртуальному реверсу».
В-третьих, Незалежная, благодаря транзитному соглашению, избавилась от необходимости проводить дальнейшее увеличение тарифов для внутренних потребителей. Так, ожидалось, что тарифы на транспортировку аза для украинцев должны были вырасти в четыре раза.
Как выяснилось, руководство монополиста само себя в очередной раз перехитрило. Неприглядная действительность такова.
Факт №1. Теперь газовый гигант обязан руководствоваться условием «качай или плати».
Факт №2. Договор заключен на гораздо более плохих условиях, чем старый от 2009 года. В частности, в прежнем присутствовала поквартальная разбивка прокачиваемых через Украину объемов газа. В том, что Миллер подписал под конец 2019 года, теперь это согласование нужно делать ежедневно.
То есть, каждый день в 2020 году «Газпром» должен подавать заявку на прокачку 178 миллионов кубометров газа, а с 2021 года – по 110 миллионов кубов. В разные сезоны, в разные месяцы, недели и дни монополист нуждается в украинской ГТС в разных объемах. Однако при этом плата остается фиксированной. Эксперт в области энергетики Дмитрий Марунич комментирует это следующим образом:
Даже если реальные объемы прокачки оказываются меньше, деньги все равно выплачиваются — действует условие «качай или плати»… Вдумайтесь: прокачал меньше 178 миллионов кубов в сутки — переплачиваешь, прокачал больше — доплачиваешь. Потери с обеих сторон.
Теперь государственная корпорация будет попадать на деньги перед Киевом с незавидной регулярностью. Очередная «победа» от пресловутых «эффективных менеджеров».