Итоги 20 лет правления Владимира Путина: достижения и неудачи президента
Итоги 20 лет правления Владимира Путина: достижения и неудачи президента

Наконец, это случилось – либеральное Правительство в отставке. Что это – левый поворот или попытка властной системы перехватить общественные тренды – будет видно из нового состава Правительства. А пока не будем впадать в эйфорию и подведем предварительные итоги двадцатилетия правления В.В. Путина. Не сильно преувеличим, сказав, что Президент оставался у руля все эти годы. Анализ достижений и неудач прошлого помогает в планировании и прогнозировании будущего.
Экономический строй в России по формальным признакам классифицируется как государственно-олигархический компрадорский капитализм. По факту на сегодня – олигархическо-государственный, ввиду того что в экономике страны реальный вес первого элемента выше. Компрадорский – поскольку основан на вывозе сырья и средств за рубеж. Финансово и идеологически ангажированная часть правящей элиты, «отлитая в граните», твердо стоит (стояла?) на страже такого порядка вещей.
Опорой власти в центре и регионах РФ выступают 5% населения, представляющих из себя сросшиеся чиновничьи, силовые и предпринимательские структуры. Их лояльность руководству страны обеспечивается заоблачными официальными зарплатами и широчайшими коррупционными возможностями.
На пресс-конференции 19 декабря Президент сообщил народу, что дела в стране обстоят хорошо. Но как гласит известный библейский принцип: судите не по словам, а по делам. Рассмотрим основные достижения и неудачи за этот период по направлениям деятельности: внешней и внутренней политике, экономике и социальной сфере. «Неудачи» с точки зрения народа, разумеется. При желании оба списка можно расширить, главное – оставаться объективными.

Внешняя политика

Достижения

  • Укрепление суверенитета и безопасности страны.
  • Возрождение ВПК, модернизация и перевооружение армии и флота. Разработка новых видов вооружений, как атакующих, так и оборонных систем ПРО и РЭБ. Путь был невнятным поначалу и довольно тернистым, но результаты впечатляют и радуют.
  • Возвращение геополитической субъектности.
  • Воссоединение с Крымом.
  • Помощь Сирии и позитивные итоги участия в военной кампании, поддержка законного правительства в Венесуэле. Укрепление авторитета России на Ближнем Востоке и ряде других стран.

Неудачи

  • Внешняя политика – продолжение внутренней. Имела место длительная внешнеполитическая ориентация на Запад, периодически реализуемая вплоть до последнего времени. Малоэффективная, минусов больше, чем плюсов. Имеет место переориентация на Китай, тактически оправданная, но стратегически не менее бесполезная. Смыслом и содержанием внешней политики России должна быть Россия.
  • Неэффективная работа со странами СНГ, провал внешней политики в самых близких нам странах: на Украине, и даже в Белоруссии. 23 года топтания на месте Союзного государства.
  • Отсутствие духовного измерения во внешней политике, дистанцирование неформальных союзников: Греции, Черногории и Сербии.
  • Сдача Ливии и неисполнение обязательств по поставке С-300 Ирану при Медведеве. В обеих странах потеряны многомиллиардные контракты.
  • Расширение НАТО на Восток в 2004, 2008 и 2017 гг. В 2019 г. подписан протокол о вступлении в Организацию Македонии.
  • Сдача баз Лурдес на Кубе и Камрань во Вьетнаме в 2002 г.
  • Передача Китаю трех островов на Амуре и Уссури, включая Даманский.
  • Списание десятков миллиардов долгов без очевидной выгоды для России: странам Африки $20 млрд., в 2008 г. – Ираку $12 млрд. и Афганистану — $12 млрд., в 2014 г – $31,7 млрд. Кубе.

Внутренняя политика

Достижения

  • Прекращение или торможение центробежных течений.
  • Завершение войны в Чечне и лояльность местной власти.
  • Результативная борьба с терроризмом.
  • Укрепление вертикали власти и подотчетности глав регионов.
  • Защита традиционных ценностей, начиная со второй половины нулевых.

Неудачи

  • Устранение политической конкуренции и дискурса. Превращение парламента в «не место для дискуссий» и парламентского большинства - в ручной инструмент принятия нужных правящей элите законов. Противодействие формированию гражданского общества. Из обращения Президента к ФС от 15 января следует, что он намерен изменить ситуацию и усилить роль Парламента, Госсовета и Премьера.
  • Управляемость выборов и политического процесса в целом.
  • Увеличение срока президентских полномочий с 4-х до 6-ти лет в 2008 г. президентом Медведевым в пользу своего старшего коллеги.
  • Объединение Высшего арбитражного и Верховного судов в 2013 г.

Экономика и социальная сфера

Достижения

  • Значительное увеличение налоговых поступлений в госбюджет от крупного бизнеса с начала нулевых. «Равноудаление» некоторых олигархов от кормила и от кормушки, в том числе путем создания и равноприближения других.
  • Рост номинальных доходов россиян в 14 раз и реальных в 2,3 раза с учетом официальной инфляции. Признаем – это следствие не столько умных и волевых усилий правительства, сколько мировой конъюнктуры на энергоносители. При этом реальная инфляция выше, и реальный рост стоимости жизни значительно превысил эти показатели. Подробнее ниже.
  • Со второй половины нулевых начинается более или менее системное финансирование строительства дорог и мостов, портовых мощностей и реконструкции инфраструктуры многих городов, особенно в рамках проведения ЧМ-2018.
  • С началом санкций оживление сельского хозяйства. Не так уж и ошибались либералы, когда говорили, что «Запад нам поможет». До санкций замещение импорта и продовольственная самодостаточность в планы Правительства, видимо, не входили.
  • Избирательная, но все же заметная борьба с коррупцией в последние годы, показательные посадки.
  • На фоне демографического провала, выделение «материнского капитала» с 2007 года.

Неудачи в экономике

  • Неизменность либеральной экономической политики со времени увольнения правительства Примакова-Маслюкова. Идеологическая несменяемость кадрового состава Правительства в течение 20 лет. Практика – критерий истины, она показывает неадекватность либеральной доктрины в сравнении с китайской экономической системой рационального хозяйствования. Собственно в российской экономике наибольший рост показал ВПК, управляемый и финансируемый государством, а не «либеральной рукой рынка».
  • Удушение экономики России низким коэффициентом монетизации (0.4), вывозом капитала за рубеж (6-8% от ВВП ежегодно) и системным отсутствием рублевых инвестиций.
  • Уничтожение конкурентоспособности России за счет постоянного повышения тарифов естественных монополий. Дерибан-приватизация РАО ЕЭС и удушение мелкого бизнеса тарифами.
  • Переход многих российских компаний в руки иностранных кредиторов. Примерно половина российской промышленности находится под контролем нерезидентов.
  • Принятие налоговой системы, направленной на удушение промышленности с высокой добавленной стоимостью.
  • Фиаско стратегических программ «2010» и «2020». Провал реализации национальных проектов.
  • Вступление в ВТО в 2012 г. в интересах сырьевых отраслей, приведшее к падению промышленного производства на 15% в течение последующего года.
  • Создание крупных государственно-частных компаний и банков, баснословная прибыль которых распределяется между менеджментом и акционерами. Даже при доле государства в компании свыше 50% в бюджет перечисляются не более 25% от прибыли, а убытки вешаются на государство и народ. По факту выходит, что неофициальные спонсоры – пенсионеры.
  • Повальная оффшоризация. 2/3 крупных отечественных предприятий страны имеют иностранную юрисдикцию. Это тормозит развитие России и ведет к потерям как федерального, так и региональных бюджетов.
  • Сокращение числа крупных и средних предприятий. По данным Росстата, в период с в 2004 до 2017 гг. сокращение составило 50152 предприятий. Падение могло быть значительнее, если бы не компенсировалось 250% ростом организаций финансового сектора.
  • Уничтожение значительной части мелкого и среднего бизнеса через макроэкономическую стерилизацию, сокращение платежного потребительского спроса, налоги и закошмаривание проверками и штрафами.
  • Рейдерство мелких и средних компаний со стороны крупного бизнеса и силовых структур. Масштабный переход собственности в руки губернаторских семей и команд.
  • Упадок флагманских отраслей экономики СССР – гражданского авиастроения и космической промышленности.
  • Система «Платон», как отдельный резонансный пример государственно-частных поборов на мелкий бизнес, приводящий к общему росту цен.
  • Регуляторная гильотина, прерывающая связь с социальными завоеваниями прошлого и вполне расчищающая путь крупному бизнесу к углублению эксплуатации работников.
  • Антинародные Лесной и Земельный кодексы. Хищническая вырубка и вывоз леса. Сокращение пожарной службы – лесные пожары. В качестве иллюстрации типичного законотворчества чиновников в пользу крупных латифундистов выборочно упомянем отмену закона о регулировании пестицидов. Ради прибыли пусть дохнут пчелы и, как следствие, все человечество заодно.

Неудачи в социальной сфере, усугубление неравенства

  • Отмена прогрессивной ставки налогообложения НДФЛ В 2001 году. В конце 90-х она составляла 12%, 20% и 30%. Все попытки вернуть прогрессивную шкалу провалены «Единой Россией». Существующая шкала налогообложения является, по факту, регрессивной.
  • В 2002 году ликвидирована Единая тарифная сетка (ЕТС) оплаты труда, существовавшая с 1992 года. Отсюда вопиющее неравенство в доходах. Количество долларовых миллиардеров в 2000 г. – 0, в 2019 г. –110. Резкое увеличение за последний год, в 2018 г. было 74. Аналогично, миллионеров в середине 2018 г. – 172 тысячи, сейчас – 246 тысяч. 1 % населения владеет 60 % богатств России. В 2018 г. 3% россиян владели 90% всех финансовых активов, наличных сбережений и всех срочных вкладов в России. Контраст станет еще более удручающим, если учитывать капиталы за рубежом.
  • Рост цен на товары первой необходимости и лекарства, превышающий рост реальной заработной платы. Например, цена литра молока за последние двадцать лет выросла в 14 раз.
  • Постоянное увеличение налогов и поборов с населения. Объем платных услуг населению за период с 2000 по 2018 гг. вырос с 4,1 тыс. руб. до 66 тыс. руб. в год на человека. Рост в 16 раз. В частности, коммунальные услуги выросли в 23 раза за 2000- 2019 гг.
  • Постоянный рост цен на бензин, превышающий рост реальной зарплаты. В 2000 г. бензин АИ-92 стоил 6,5 руб. сейчас 42-43 руб.
  • Уничтожение льгот через монетизацию в 2004 г. невзирая на массовые протесты.
  • Девальвация рубля в 3 раза.
  • Провал пенсионной реформы вместе со всеми ее фондами. Разворовывание фондов. Антинародная пенсионная реформа, увеличение пенсионного возраста.
  • Ужасающие результаты правительственной «оптимизации» здравоохранения.
    С 2000 по 2015 год число российских больниц сократилось вдвое — с 10,7 до 5,4 тысяч. Число поликлиник снизилось с 21,3 до 18,6 тысяч. Еще меньше их стало за последние четыре года. 17,5 тысяч населенных пунктов не имеют никакой медицинской инфраструктуры. Расходы на здравоохранение остаются крайне низкими: в 2019 году на каждого россиянина из государственного бюджета и бюджета страховых фондов выделялось в 29 раз меньше, чем в США.
  • Провал реформы образования и его деградация. ЕГЭ. Воспитываем «не человека-творца, а потребителя» (Министр образования А. Фурсенко).
  • Погром РАН.
  • Безудержный рост чиновничьего аппарата. В настоящее время число чиновников в два раза больше, чем в 2000 г. и в три раза больше, чем было в СССР.
  • Отрицательный кадровый отбор и деградация элиты. Безответственность властей за результаты своей работы и уровень жизни населения. В ряде случаев назначение на должности губернаторов и руководителей ведомств лояльных, а не профессионально квалифицированных. 58% олигархов и значительная часть чиновников имеют второй паспорт, Россия для них – место для достижения своих личных целей за счет народа. Дети дворян и советских функционеров служили в армии и погибали за Родину, дети нынешних «родинолюбов» в армии не служат, учатся на Западе и там же проживают.
  • Драконовские штрафы ДПС и парковочные тарифы в крупных городах при отсутствии адекватной дорожной инфраструктуры. Штрафы взимают как государственные, так и частные компании. Ничего личного – бизнес.
  • Безудержный рост строительства в крупных городах с нарушением санитарно-гигиенических норм застройки и внутриквартирного планирования. Удушающие пробки. Лишь бы прибыль.
  • Демографическая яма и убыль населения. Несмотря на огромный миграционный приток, население России (без Крыма) с 2000 по 2019 год сократилось на 2,7 млн. человек
  • Ювенальная юстиция и подрыв семейного уклада.
  • Обострение социальных противоречий и рост напряженности в обществе.
  • Тотальная системная коррупция, как двигатель экономических и социальных процессов. Беззастенчивый непотизм.
  • Преимущественно подкупная судебная и правоохранительная система на службе у власти и олигархов.

Резюме

В геополитике – укрепление суверенитета и обороноспособности.
Во внутренней политике – укрепление государственно-чиновного аппарата и управляемый политический процесс.
В экономике – тактические успехи и стратегические просчеты.
В социальной сфере – наступление на права простых россиян, особенно выраженное двумя волнами: в начале нулевых и в последние два года.

О будущем

В настоящее время создается цифровая платформа, на которой оказываются госуслуги населению. По плану Правительства, в дальнейшем оказание этих услуг будет передано в частные руки и государство самоустранится от социальных обязательств. Это означает дальнейшее превращение населения России в базу для налогов и сборов в интересах государства и крупного частного бизнеса. Поскольку новый Премьер-министр – профессиональный адепт цифровизации, на этот аспект деятельности будущего Правительства следует обратить особое внимание.
В целом же, надеемся, что основные положения Послания Президента будут реализованы и послужат началом глубоких социально-экономических преобразований в интересах всего народа России.

Источник

20.01.2020 11:10
Комментарии к этой новости временно закрыты.
О чем говорят
Политика и власть
Общество
Экономика и бизнес
Наука и технологии
Здоровье и красота
Новости спорта
Новости из жизни