В Госдуме рассмотрят инициативу Минпромторга запретить перевозку нефти и газа на иностранных судах. По задумке чиновников, это должно обезопасить экспорт от западных санкций и способствовать развитию отечественного судостроения. Однако уже сейчас высказываются сомнения, что российский нефтегазовый бизнес будет в восторге от подобного начинания и может начать его «саботировать».
В Кодекс морского мореплавания внесены поправки, согласно которым экспортировать нефть и газ можно будет только на танкерах отечественной постройки. Например, 115 миллионов тонн «черного золота» из 218,6 миллиона в прошлом году было отправлено заказчикам морем из четырех портов: Усть-Луга, Приморск, Новороссийск и Козьмино, то есть, больше половины от общего объема. Это удобный и относительно недорогой способ транспортировки нефти, но одновременно и очень уязвимый.
Так, США начали настоящую охоту на иранские танкеры, везущие грузы в Венесуэлу, арестовывая их. Кроме того, Вашингтон пообещал введение санкций в отношении компаний-владельцев судов, которые перевозят нефть «втемную». Получается, что чиновники заранее пытаются подстелить соломки под стратегически важную отрасль российского экспорта. В целом, такую предусмотрительность можно поприветствовать.
Подобной инициативой государство стремится дать дополнительный стимул отечественному судостроению. Все новые танкеры-газовозы в нашей стране являются импортными, корейского производства. Сеул давно уверенно держит лавры одного из ведущих кораблестроителей мира. В частности, последний заказ российских сырьевиков в Южной Корее составил 20 специализированных судов, из которых 15 – это танкеры-ледоколы, пригодные для транспортировки газа по Северному морскому пути.
Строительство в Приморье верфи «Звезда» стало большим шагом в возрождении национального гражданского кораблестроения. Уже спущен на воду российский танкер класса «Афрамакс» «Владимир Мономах». Выход верфи на проектную мощность даст новые заказы металлургам и производителям комплектующих для судов, работу многим жителям депрессивного Дальнего Востока. Помимо «Звезды», в проекте импортозамещения может поучаствовать крымский завод «Залив».
Несмотря на общий позитив новости, некоторые эксперты сомневаются, что компании нефтегазового сектора будут ей аплодировать стоя. Они указывают на то, что крупный бизнес государство фактически заставляет покупать и содержать собственный танкерный флот, что весьма дорого. Преимущество будет иметь «Совкомфлот», работающий через лизинговые компании. На начальном этапе перевозка нефти и газа российскими танкерами будет выше, чем иностранными. Кроме того, «Звезда» строит суда медленнее, чем Южная Корея, есть серьезные проблемы с кадрами. Говорят, тех же сварщиков давно переманили зарубежные конкуренты на более высокие зарплаты.
Поставлено под вопрос и качество судов, выпускаемых на отечественных верфях. Более высокие эксплуатационные издержки неизбежно приведут к росту стоимости транспортировки нефти и газа, что в конечном итоге скажется на потребительской цене.
В связи с этим высказывается предположение, что нефтегазовые компании постараются заключить долгосрочные фрахты с иностранными подрядчиками, поскольку поправки в Кодекс обратной силы иметь не будут, а также будут просить об исключении из общего правила. Как говорится, интересы государства – отдельно, крупного капитала – отдельно.