Компания «Исон» начала разрабатывать беспилотный космоплан, который сможет совершать маневры на гиперзвуковой скорости.
Космическая индустрия на распутье
Российская космическая индустрия за последние годы явила миру огромное количество разного рода проектов будущего. Если одни вполне лаконично дополняют повестку дня, другие выглядят, мягко скажем, чересчур амбициозно. Достаточно вспомнить проекты сверхтяжелых ракет «Дон» и «Енисей», для которых ни то уже утвердили концепцию, ни то только предстоит утвердить после соответствующих доработок.
Причина таких явлений, в целом, понятна. С каждым годом космическая индустрия РФ сталкивается со все новыми трудностями, которые накапливаются, словно снежный ком. Тут и санкции, и успехи конкурентов (прежде всего SpaceX), и отсутствие четкой стратегии развития современного Роскосмоса, которого за последнее время не пинал только ленивый. Но сильней всего на плачевную ситуацию повлиял научно-технический прогресс как таковой.
Если раньше жидкостный ракетный двигатель РД-180 можно было назвать «вершиной эволюции» (его, как мы знаем, даже активно покупали американцы), то сейчас такое утверждение вызовет, скорее недоумение. Ведущие ракетостроители постепенно переходят на двигатели новых типов, использующие, например, вместо топливной пары керосин/жидкий кислород пару сжиженный природный газ/жидкий кислород. Последнюю и на Западе, и в России уже давно признали самой перспективной. Проблема в том, что пока таких двигателей у России нет, хотя работы в этом направлении ведутся.
Многоразовые надежды
Можно бесконечно долго критиковать американский многоразовый челнок «Спейс шаттл» или советский «Буран» (серьезные недостатки были и у одного, и у другого), однако общий тренд на сегодня просматривается все более отчетливо: космические системы становятся все более многоразовыми, говоря простым языком. Это касается как носителей, так и космических кораблей. И здесь Россия, имеющая не малый опыт, могла бы заявить о себе: при условии, конечно, решении целого ряда проблем и противоречий.
Но замахиваться на создание аналога Starship было бы безумной тратой средств: лучше начать с малого. Сейчас в российской компании «Исон» решили разработать относительно небольшой космический аппарат совершенно нового типа. Сама компания является учасником проекта «Сколково». На официальном сайте говорится: «АО "ИСОН" зарегистрировано в 2011 году и осуществляет свою деятельность в тесном научном сотрудничестве со своими стратегическими партнерами — Корпорация "Проект-техника", Госкорпорация Роскосмос, ФГУП "КБХМ им. А. М. Исаева", ОАО "ЭМЗ им. В.М. Мясищева", ФГУП "МОКБ "Марс", ФГУП "ЦАГИ" и пр.».
Первые изображения аппарата РИА Новости представило в феврале 2019 года. Это уже, как ни странно, можно назвать успехом: зачастую российские разработчики вообще не афишируют внешний вид своих детищ, за исключением, пожалуй, статусных проектов, таких как «Федерация». Опять же, вполне детально проработана общая концепция. Перед нами беспилотник самолетного типа, имеющий один двигатель и способный к управляемым полетам как в космосе, так и в атмосфере Земли при гиперзвуковой скорости.
Стоит сразу оговориться: речь, конечно, идет о прототипе. На его базе в будущем смогут создать что-то такое, что Роскосмос сможет использовать в своих интересах. В теории такие аппараты можно применять для мониторинга поверхности, борьбы с космическим мусором и даже для военных задач. Однако это лишь предположения. По словам гендиректора «Исона» Юрия Бахвалова, космолет не намерены использовать в качестве оружия.
Известно, что космоплан получит двигатель С5.98М: тот самый, который применяют на разгонном блоке «Бриз-М». Это советский жидкостный двигатель, который использует пару тетраоксид диазота/гептил. Предполагается, что космический аппарат сможет выполнять полеты на высоте до 160 километров и выводить спутники на орбиту высотой до 500 километров. Согласно задумке, один орбитальный самолет можно будет запускать не меньше 50 раз.
Самое интересное — это схема возврата. Разработчики избрали вариант так называемого «воздушного старта» — способ запуска с высоты нескольких десятков километров, куда запускаемый аппарат доставляет самолет-носитель. В его роли должен выступить стратосферный самолет М-55 «Геофизика». У этой машины, произведенной лишь в нескольких экземплярах более чем интересная судьба. Изначально это был боевой самолет, который создавали для перехвата высотных разведывательных аэростатов, регулярно запускавшихся американцами и залетавших на территорию СССР. Затем, когда аэростаты ушли с повестки дня, М-55 хотели сделать разведывательно-ударным комплексом, ну, а с окончанием холодной войны его решили превратить в носитель космических аппаратов. Как видим, эта идея жива по сей день. Добавим, что М-55 довольно крупный и грузоподъемный самолет, действительно способный поднять на определенную высоту гипотетический космический аппарат. При условии, конечно, что он не будет размером с американский шаттл.
После запуска и решения поставленных задач, космический аппарат от компании «Исон» должен возвратиться на землю, спустившись на парашюте. Иными словами, он не будет садиться на взлетно-посадочную полосу, подобно челнокам прошлых лет. Видимо, создатели решили сэкономить на массе. Дело в том, что при выборе самолетно-посадочной схемы, аппарату пришлось бы нести дополнительную нагрузку в виде элементов шасси и связанных с ними систем и подсистем, что, конечно, удорожило бы запуск и усложнило эксплуатацию. Но парашютная схема тоже не лишена недостатков. Ведь в этом случае космоплан ждет удар при касании с поверхностью Земли, пусть и не самый сильный. То, что нормально для одноразовых аппаратов, может быть неприемлемым для полностью многоразового космического корабля. Поэтому пока что выбор схемы посадки, очевидно, не окончателен.
Аналоги и назначение
Поговорим про аналоги. Самый значимый из них — знаменитый американский Boeing X-37. Это экспериментальный орбитальный самолет, созданный для испытания будущих технологий. Аппарат способен быстро менять орбиты, маневрировать и, в теории, может быть использован для решения военных задач. Об этом разные эксперты (в том числе, западные) говорят все чаще, делая акцент на том, что мирных задач для X-37 не так-то много. То есть, они есть, однако могут быть успешно выполнены имеющимися, намного более дешевыми и простыми в эксплуатации космическими кораблями. В то же время возможность совершать резкие маневры, нести солидную нагрузку и долгое время находиться на орбите может, как нельзя кстати, пригодиться, если речь идет, например, о перехвате вражеских спутников. Речь идет не конкретно про X-37, а о космическом аппарате будущего, который могут выполнить на его базе. Проще говоря, Boeing X-37 действительно экспериментальный, однако с чем именно экспериментируют в Штатах — сказать тяжело.
Может быть, проект компании «Исон» также стал частью более широкой переориентации космического ведомства РФ на решение оборонных задач. В этом случае у него есть шансы на реализацию, подобно тому, как Объединенная авиастроительная корпорация пытается построить малозаметный ударный дрон «Охотник». Впрочем, это лишь предположения. Да и не может вся космическая индустрия обеспечивать одну лишь оборонку: это тупиковый путь.