На прошлой неделе ростовские автомобилисты стали свидетелями резкого скачка цен на бензин.
Цены росли с каждым днем и приводили водителей в ярость. За неделю топливо подорожало почти на рубль. Если брать ситуацию с начала года, то рост цен и вовсе составил три рубля. Увеличение стоимости топлива эксперты объясняют тем, что значительная часть топлива уходит на экспорт, а цены там намного выгоднее. Немаловажную роль в росте цен сыграла и неудачная налоговая политика правительства, сделавшая непосильной фискальную нагрузку на литр бензина и дизеля.
Тонны топлива идут на Запад
К концу прошлой недели средняя стоимость бензина марки АИ-92 выросла на 83 копейки и составила 42,24 рубля за литр. 95-й прибавил в цене почти рубль и теперь стоит 45,53 рубля за литр. Всего с начала года АИ-95 подорожал почти на три рубля, стоит отметить, что и в прошлом году рост топлива составлял три рубля, но это за весь год.
Эксперты поясняют, что цена топлива на АЗС напрямую зависит от оптовых цен, которые в последнее время начали расти. Причиной роста стал слишком высокий экспортный паритет (стоимость продажи топлива на экспорт по сравнению с ценами внутреннего рынка). Иными словами, продавая топливо на Запад, продавцы получают по несколько тысяч рублей с каждой тонны. В результате с начала года экспорт бензина за границу вырос на 365 тыс. тонн или на 48% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это не могло не сказаться на ценах.
Для многих российских нефтеперерабатывающих заводов продажа топлива на Запад – это вынужденная мера, так как внутри страны им приходится работать в минус.
- У нас сейчас нефтепереработка на внутренний рынок, по сути, убыточна. Зато поставка на внешний рынок, экспорт, всячески упрощается. Нужно, чтобы бензин и дизель были доступны для российских потребителей, но для этого нужно, чтобы налоги на внутренний рынок были пониже, а налоги на экспорт были повыше, - отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Ложный маневр чиновников привел к росту цен
Основываясь на мнении Президента Российского топливного союза Евгения Аркуша, можно прийти к выводу, что высокий экспортный паритет – это результат налоговой политики правительства России, а точнее устроенного кабинетом министров налогового маневра. Суть маневра состояла в том, чтобы повысить налог на добычу нефти и одновременно снизить госпошлины.
- Чтобы у нас не росли внутренние цены, надо было компенсировано каждый раз при росте НДПИ снижать акциз. Но акциз за все это время ни разу не снизился, более того, он каждый год повышался. В результате, акцизы за несколько лет выросли до 11 тыс. рублей на тонну по бензинам и 7 тыс. по дизельному топливу. По словам эксперта, если бы маневр реализовывался, как было задумано, сегодня акциз на дизельное топливо составлял бы 2,5 тыс. рублей на тонну, на бензин – 4-4,5 тыс. рублей, - отметил Евгений Аркуша.
- Налог на добычу полезных ископаемых, повышаясь, повышает и внутреннюю цену нефти, и соответственно, внутреннюю цену бензина. У нас сегодня оптовая цена бензина на самом деле выше розничной, - пояснил механизм налогового маневра Михаил Делягин.
Налоги на топливо в России составляют 60%
Еще одна причина растущих цен на бензин – высокие налоги на топливо. То есть практически 60% от стоимости бензина – это плата государству за добытую нефть. И никто не собирается снижать эту планку.
- В сравнении с другими странами цены на топливо в России не слишком высоки, во всяком случае гораздо ниже, чем в Европе, - считает директор аналитического департамента инвесткомпании «Альпари» Александр Разуваев.
- Часто говорят, что нефтяники своими сверхприбылями повышают цены, но доля нефтяников в конечной цене бензина и дизельного топлива составляет всего лишь 2%, и они на это никак повлиять не могут, - поясняет член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев.
Помогут ли акцизы в данной ситуации?
Рустам Танкаев считает, что у руководства страны есть три рычага влияния:
первый - налоги;
второй - курс национальной валюты по отношению к евро;
третий – таможенные пошлины на вывоз бензина и дизельного топлива.
Правительство предприняло меры и постаралось взять под контроль сложившуюся ситуацию. Первый шаг приняла Федеральная антимонопольная служба, которая указала нефтяным компаниям на недостаточные объемы продаж топлива на внутреннем рынке и предписала некоторым из них выполнить обязательства по поставке нефтепродуктов на биржу.
В свою очередь кабинет министров предложить немного сократить налоговое бремя и снизить стоимость акциз не с 1 июля, а с 1 июня. Акциз на бензин снижен на 3 тыс. рублей на тонну, на дизель – на 2 тыс. рублей.
Мнения экспертов на счет того, повлияет ли данные шаги на снижение цен на АЗС
- К сожалению, на сегодняшний день оптовые цены настолько превышают розничные, что даже снижение цен на два, на три рубля вследствие снижения акцизов не решит проблему, - считает Евгений Аркуша.
Представители компании «Роснефть» политику государства поддерживают, но считают, что такие меры полностью не смогут решить системные проблемы в переработке и на рынке нефтепродуктов. По мнению менеджмента компании, предусмотренная налоговым маневром отмена к 2024 году экспортных пошлин, которые являются инструментом защиты внутреннего рынка, будет означать неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен на топливо и их реальное повышение, как минимум, в 1,5 раза.
Госкомпании подавляют экспорт
В «Роснефти» считают, что основная причина роста цен на бензин – текущая фискальная политика правительства, которая сделала нефтепереработку, по сути, убыточным бизнесом. Так как предприятия не могут работать без прибыли, то рост цен будет иметь место. «Роснефть» привела в пример свою программу модернизации НПЗ стоимостью 1,4 трлн рублей, из которых 850 млрд рублей уже вложено.
Нефтеперерабатывающие компании считают, что работать с зарубежными покупателями в разы выгоднее. Государственные компании, кстати, в этом участвуют в наименьшей мере, стараясь поставлять больше нефтепродуктов на внутренний рынок.
- В той же «Роснефти», крупнейшей компании, доля экспорта бензина меньше 2,5% от производства. Для сравнения, у «Лукойла» доля отправляемого на экспорт бензина Евро-5, по данным ЦДУ ТЭК, составляет 7,4%, у компании «Газпром нефть» – 10,6%, у «Сургутнефтегаза» – 12,3%. Нефтепереработчики готовы снабжать страну топливом, главное, чтобы налоговый маневр не мешал, а помогал отрасли успешно работать и развиваться. Тогда и цены на заправках не будут быстро расти, - отметил Михаил Делягин.